ВЕРНУТЬ СЧАСТЛИВУЮ СТАРОСТЬ

ВЕРНУТЬ СЧАСТЛИВУЮ СТАРОСТЬ,
или о том, что общество само должно воспитывать своих детей.

В старое время быт адыгской семьи подчинялся гармоничным законам жизни горцев. Много времени в обычной жизни семьи занимало воспитание детей, так как необходимо было привить им чувство долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, а также создать образ настоящего мужчины и мужского достоинства, женской чести, женственности и красивых привычек.
Через весь спектр адыгского этикета красной нитью проходит мысль о том, что Тхамада – священное лицо, и что его слово закон для всех абсолютно во всех случаях. Отец семейства имеет такие же функции и задачи в семье, что и старший рода для всей фамилии.
Конечно, в последнее время многое изменилось, но такого страшного, чего нельзя обратно поменять, считаю, не произошло – при желании адыгские семьи могут возродить, чтобы в семье снова возродился культ почитания старших. Повторюсь он есть и сейчас, но существует настоятельная необходимость несколько усилить его значение. Это важно потому, что в АДЫГЭ ХАБЗЭ абсолютно все зиждется на беспрекословном уважении к старшим и беспрекословном повиновении старшим. Если мы хотим возродить АДЫГЭ ХАБЗЭ, а не только говорить об этом, чтобы поднимать собственный авторитет и не только в угоду жаждущим это услышать соплеменникам, то мы в первую очередь должны сделать так, чтобы старший снова стал непререкаемым авторитетом для младшего, для подчиненного. Это может начаться только дома. Рассчитывать в этом серьезном деле на школу или какие-то кружки нельзя.
Часто можно услышать, что родители и сами не знают обычаев и от этого все беды. Можно не знать и половины обычаев, можно не знать ни одного обряда, но любой человек, считающий себя адыгом, должен твердо и навечно усвоить, и передать своим детям, что уважение к старшим – дома, на улице, в общественном транспорте и других общественных местах, на работе, на свадьбе или на похоронах, на земле и в космосе – дело святое.
На основе этого принципа наша нация строила взаимоотношения в обществе на протяжении многих веков, должны так делать и мы, несмотря на то, что бремя цивилизации не способствует этому. Именно благодаря принципу глубочайшего уважения к старшим, к отцу семейства, к Тхамаде рода, наша адыгская нация получила всемирное признание. Я уверен, что этот принцип еще далеко не исчерпал свои возможности, и способен вывести нацию на еще более высокий уровень своего развития.
Но только нужно сделать этот важнейший шаг – вернуть уважение к старшим. Не в отдельных семьях, как это сейчас, безусловно, имеет место быть, а повсеместно.
Готовясь написать о роли старшего поколения в жизни адыгов, и необходимости улучшить работу по воспитанию детей и молодежи, что, естественно, тесно взаимоувязано, я выложил в Фейсбук материал о возврате былого уважения к старшим. Я так часто делаю, пытаясь сверить собственные наблюдения и выводы с мнением людей. Примерно в этот период там же появилась публикация следующего содержания:
- Заходит пожилая женщина в банк, и видя немаленькую очередь, заискивающе спрашивает: может пропустите вперед старого человека? Молодая пышущая здоровьем женщина отвечает: мы все одинаково голодны и у всех одинаковые права. Старая женщина: "А почему персонал бездействует?". Молодая в ответ: "На правах старшей сходите и узнайте "... Старушка покачала головой и вышла восвояси...
Кроме того, на днях в социальных сетях выложили видеоролик, где молодые люди избивают двух пожилых мужчин.
Как видим из этих трех материалов, состояние дел с уважением к старшему поколению явно страдает, раз наличествуют такие примеры. А негативных примеров, к сожалению, еще много. Та пожилая женщина, скорее всего, воспитанный человек, не стала спорить, а та, которая и молодая, и упитанная, как бы осталась права, и теперь, наверняка, думает, что с этими старыми людьми так и надо разговаривать - надоели им старые люди. Пожилые люди пространство им уменьшают. А парни еще хуже - любое замечание воспринимают в штыки. В любом месте многие молодые люди готовы кинуться с кулаками на человека, который сделает им замечание. Особенно, их невоспитанность, агрессивность и нервозность проявляется по отношению к старикам, о чем свидетельствует и вышеозначенное видео. И это понятно: ведь, те не способны физически им противостоять, а полиция, как водится, именно в это время занимается другими важными делами. Да и не напасешься полицейских – к каждому не приставишь. Но так, ведь, нельзя жить! Это не согласуется ни с какой моралью, ни с какой религией, ни с какими обычаями, ни с правилами элементарного общежития!!!
Какой выход из положения? Извечный вопрос в России – что делать! Ведь, ничего не делать тоже нельзя… На предложение обсудить ситуацию откликнулось немало неравнодушных сограждан. Я попытался обобщить отклики на мою публикацию, по возможности не упуская ничего, что может представлять интерес.
Основная масса людей видит причину кризиса в деле воспитания подрастающего поколения в недостаточной воспитательной работе в семье.
Жанна Афаунова, Мадина Кокова Залина Лукожева, Тамара Ужахова, Лариса Урусмамбетова, Арсен Кудаев. Лариса Бугова, Роза Назранова Джамиля Джанкишиева, Валентина Дашуева, Людмила Мальбахова, например, считают, что человека воспитывает семья, а в семьях, где царит атмосфера доброжелательности и взаимоуважения - никогда не вырастет ХАМ. Если нагрубили пожилому человеку - значит такая же модель общения со своими близкими в семье. Эта примерная фабула их мнений.
Несомненно, нужно согласиться с такой позицией – воспитание в семье ничем не может быть заменено. И в первую очередь, на что должны обращать внимание молодые семьи, это необходимость с самого раннего возраста учить ребенка родному языку. Практика показывает, что ребенок в любом случае будет знать русский язык – многие по неопытности думают, что их дети станут отставать от сверстников, если не будут знать русский язык. Поколение нынешних старших, которые учились в школах в 50-60-е годы до пятого класса вообще учило все предметы на родном языке, но от этого они русский язык хуже не знают. А вот те, кто не привык с рождения говорить на родном языке, те уже потом не могут выучить его с тем, чтобы говорить на хорошем уровне. Государственная политика в этой области также не способствует нормальному изучению родных языков. Мне приходилось не раз писать об этой проблеме и заинтересованный читатель найдет эти материалы по этим ссылкам: здесь  или здесь.
Совершенно ясно, что ребенка, которого не научили родному языку, лишают не только прелестей родной речи. Его умственные способности, образ мышления становятся ограниченными. Чувства обделенности и закомплексованности не покидают его даже тогда, когда он становится взрослым. Люди не знающие родной язык бывают оторваны от собственной субкультуры, теряют свои корни. Если мы хотим сохраниться как уникальный народ и этнос, необходимо проявить сильную волю, провести большую работу и сформировать такую языковую базу для детей, которая бы гарантировала их постоянную погруженность в языковую среду до 12 лет включительно, а затем и дальше также поддерживать языковые навыки. До шести лет включительно с ребенком нужно разговаривать на адыгском языке постоянно с подключением дополнительных видео-, аудио-программ на родном языке. Необходимо создать такую атмосферу, при котором молодые родители, а также дедушки и бабушки будут чувствовать себя некомфортно, неуютно, если их дети бегло не говорят по-адыгски.
Отдельная и очень серьезная тема – воспитание детей в неполных семьях или, что еще хуже, воспитание детей матерями-одиночками. Если говорить откровенно, эта катастрофа, когда ребенок растет без бабушки, дедушки, да еще и без отца, без их ласки, подсказок, без их опеки. Среди таких детей бывают больше жестоких, у них заметно больше атрофирована любовь к близким, они плохо воспринимают проблемы рода, к которому принадлежат, среди них больше эгоистичных, склонных к самоутверждению через грубость, жестокость, грубую силу. Среди них также больше подверженных алкоголизму, наркомании и курению.
Наряду с этим, в неполных семьях, и особенно у матерей-одиночек довольно часто вырастают слабохарактерные, нерешительные дети. Здесь, одновременно вырисовывается несколько задач, главная из которых – нетерпимость к разводам. В настоящее время это – настоящий бич адыгского народа. Такой большой удельный вес разводов в адыгском сообществе свидетельство того, что ни старшие родов, ни общественные институты, ни органы власти не уделяют должного внимания профилактике этого явления. Нужна совместная и целенаправленная работа, в результате которой не должно быть места разводам.
Практика разводов у адыгов явление относительно новое – раньше для того, чтобы семья разрушилась, нужны были серьезные мотивы. Женщина практически не могла рассчитывать на то, что ее личная жизнь могла когда-нибудь наладиться. Были и другие причины, чтобы сохранить семью и, в первую очередь, это было общественное мнение. Сегодня, конечно, общественное мнение играет не такую важную роль, как прежде, тем не менее, надо использовать и его, и другие рычаги, но не допускать разводов среди молодоженов, воспитание детей в неполных семьях.
Писатель и ученый, профессор Мадина Хакуашева, человек откровенно и смело ратующий за возрождение языка и культуры адыгов, подчеркивает: «Мальчиков по инерции воспитывают, отчуждая от домашних обязанностей, «жалея» их возвышенную мужскую природу. Но при этом все мужчины утратили почти все былые функции воинов и защитников. Осталось одно: работа, чаще всего в офисе. С одной стороны – тысячелетия огромной физической и моральной нагрузки, которые создали блестящий образец мужчины, совершенного во всех отношениях, с другой – какие-то 100-150 лет стремительной утраты всех этих функций. Произошла катастрофическая «ошибка», в результате которой подавляющее большинство кавказских мужчин оказались совершенно деморализованными: если мужчину лишить полноценной социальной нагрузки, он вскоре перестанет быть нужен не только окружающим, но в первую очередь сам себе.
Что касается воспитания девочек, все прежние функции остались, но женщина из хранительницы очага, хозяйки дома, жены, матери превратилась в равноправного партнера мужчины по работе. Здесь тоже произошел сбой: она вынуждена брать на себя функции добытчика, кормильца, «охотника», охранника и пр.».
Если мы говорим о системе воспитания детей в адыгских семьях, то необходимо подчеркнуть, что система всегда требовала, и это требование в известной степени актуально и сейчас, чтобы девочек с малого возраста приучали справляться по домашнему хозяйству, умела готовить и рукодельничать, быть скромной и вежливой. Мальчики воспитывались выносливыми, физически развитыми, храбрыми и решительными. Раньше, например, адыги приучали своих детей умению продолжительное время переносить холод, жару, голод. Особое внимание уделялось выработке у них толерантного отношения ко всему, что их окружает, в том числе к противнику.
Разве что-нибудь из этих качеств когда-либо мешали человеку? Разве они в наше время могут помешать? Конечно же, нет. Но нужно прилагать общие усилия, чтобы эти качества прививалось всем мальчикам. Конечно, это нелегко. Они и раньше вырабатывались годами, на протяжении всего периода становления человека, как личность и достигалось, надо полагать там, где данный процесс контролировался старшими.
Адыгский просветитель Хан-Гирей пишет, что при воспитании детей исключительное внимание уделялось личному примеру старших, практической стороне дела, обучению различным навыкам владения оружием. «Воспитатель или аталык, - пишет он, - прилагает свои попечения о том, чтобы воспитанник его был ловок, учтив в обхождении со старшими, с младшими соблюдать приличие своего знания и равно быть неутомим в верховой езде и отважен в употреблении оружия». Если абстрагироваться от того времени, личный пример старших и сегодня очень актуален. В настоящее время – конец второго десятилетия – молодыми родителями являются те, кто в сложные 90-е годы сами были детьми. В сложнейших условиях тех лет, когда люди с большим трудом выживали, когда они не знали, как жить, какова идеология, дети, в основной своей массе, были предоставлены сами себе. Теперь они выросли, не зная обычаев, методов обучения, не обладая знаниями и опытом старшего поколения. Естественно, что многие из них не могут показать и личного примера – в смысле хорошего личного примера. Поэтому, общество, в каком-то смысле стало, заложником этой части молодежи, создающей в обществе и в общественных местах обстановку напряженности, плохих примеров поведения.
Здесь мы вновь вернемся к состоявшемуся в фейсбуке обсуждения данной проблемы – оно интересно, как общественное мнение, выражающее точку зрения самых разных слоев населения. Читая их отклики, в первую очередь, в глаза бросается то, что в основном все они видят только негатив. Из всех откликнувшихся лишь Роза Тхатлова видит хорошую и позитивную молодежь и утверждает: «... не могу согласиться, что у нас так печально с воспитанием нашей молодежи. Я по роду своей деятельности общаюсь в основном только с молодежью, и не согласна с такой постановкой, но скажу не от себя, а от имени своей подруги из Москвы. Она была у нас в санатории, Левина Галина Александровна, она твердо решила, что переедет жить к нам из-за того, что у нас в первые в жизни вижу такая молодежь, которая трепетно и уважительно относится к старшим, таких воспитанных, вежливых, мирных и красивых. «Гулять в Вашем парке и наблюдать за вашей молодежью, это одно удовольствие, - говорит моя подруга, - они никогда не оставят человека в беде».
Конечно, такие, о ком говорит москвичка есть и они, скорее всего, составляют большинство, но участвовавшие в обсуждении чаще замечают негатив. Приведу некоторые из этих примеров, чтобы из первых уст узнать, чем недовольны наше граждане:
Ася Афаунова: прилетели мы с отдыха. Ждем багаж. Сидят молодые девушки и между ними на скамейке лежит дамская сумочка, рядом на корточках сидит мужчина лет 70. А я прохожу мимо них, еле волоча ноги, так как они сильно отекли. Ну, думаю, раз сумка лежит, значит, занято. Тут подходит моя дочь и спрашивает почему я не сажусь. Объясняю, что все занять, но в это время дамочка соизволила убрать сумку. И грубо, так, замечает, что, мол, попросить надо. Я и говорю, зачем, мол, нужно просить, если на корточках сидит старый человек, а вы на скамью поставили сумку.
И тут как на меня набросились защищать эту даму и эту сумочку. Маты от девушек пошли. И тут супруга этого пожилого мужчины мне говорит: зачем вы лезете не в свое дело, зачем стравливаете молодежь. Я и высказалась, что вот из-за таких как он, нет у молодежи ни уважения к старшим, ни стыда. Я очень разочарована прежде всего старшими, а потом и молодежью.
Ирина Кишева: однажды, в маршрутке я сделала замечание молодому человеку, сидевшему у двери, не уступившему место молодой беременной женщине, да еще с маленьким ребенком, которого она держала за руки. Как только она вышла из микроавтобуса и за ней закрылась дверь, она вырвала. Парню говорю, мол, можно же было уступить место женщине, а самому пройти в конец маршрутки на свободное место. Он смутился, ничего не ответил, а за него "горой" вступилась женщина, говорит "сама что не уступила?" Пришлось на ней сорвать все свое зло, не стала я с ней церемониться.
Лариса Урусбамбетова: спасибо, что подняли эту тему, а то все про изучение родных языков. Сразу оговорюсь, что я за знание родного языка, но больше хамства и бескультурья проявляют носители нашего языка, к сожалению. У сестры в подъезде новая семья на первом этаже. Их мальчик с улицы забегает в подъезд и справляет нужду на площадке второго этажа. На замечание жильцов его папаша заявил, что платит за уборку подъезда, мол, пусть убирают. Дочь удивляется, что в детском саду некоторые мамаши, при встрече, упорно не желают здороваться. И таких примеров сотни и все наши. Пока гордимся только делами предков, что является одним из признаков неполноценности. С культуры поведения в обществе надо начинать. Все начинается с семьи. А у нас дедушки матом разговаривают.
Фатима Николаева: раньше в сквере между рынком и театром был красивый сквер с лавочками, кованными. Иду и вижу: молодые девочки и парень сидят на спинке, ногами стоят на сиденье. Очень вежливо сделала замечание, мол, тут пожилые люди и мамочки с колясками гуляют, после вас не присесть. Она девочка мне говорит: "Езжай в свой Воронеж и там командуй". Надо было видеть лица этих хамов, когда я заговорила на кабардинском. Извинились! А мне пришлось прочитать лекцию об этике поведения в обществе.
Роза Назранова: Владимир, мне нравится вопросы, которые вы выдвигаете на обсуждение, но к сожалению, именно этот вопрос, он имеет место быть и он, абсолютно не должен был стоять у такой нации, как черкесская нация, ибо черкесы всегда уделяли огромное внимание воспитанию своей молодежи. Сегодня все мы, наверное, виноваты одинаково, но не по своей воле.
Не всем женщинам везет, не у всех рядом есть мужчина - опора, советчик, добытчик, как это положено в семье. А в суете дня, где женщина занята работой, чтобы прокормить своих детей, она просто не успевает заняться этическим воспитанием, а для некоторых детей недостаточно только личного примера, ребёнок должен быть постоянно занят, а занятия, как все знают стоит денег.
Вообще - это глобальный вопрос и большая проблема сегодняшнего дня. И эту проблему должны решить совместно: власть, общество, семья. Вот когда эта троица будет вместе работать, тогда и будет толк.
Арсен Кудаев: абсолютно согласен с теми, кто считает, что корень проблемы таится в семье. Родители не уделяют должного внимания и времени воспитанию своих детей. Иногда, к нашему огромному сожалению, и сами не отвечают представлениям о нормальном воспитании. Яблоко, как говорится, от яблони... В тоже время люди поставлены в такие условия, когда в погоне за заработком они физически не успевают контролировать данную ситуацию, хотя выкраивать время для этого, на мой взгляд, очень важного процесса созидания фундамента любого человека, просто необходимо. Очень, до глубины души обидно наблюдать за тем, как мельчают сейчас буквально на глазах наши прекрасные обычаи и традиции, которыми наши народы славились во все времена и которые, несмотря на различные, порой страшные исторические события, смогли донести до нас наши мудрые предки. А еще страшнее думать о том, к чему мы идем... Тем не менее, игнорировать ситуации, в которых имеет место неуважение к старшим и оставаться безучастным, и проходить мимо, ни в коем случае нельзя, а замечания делать просто необходимо. Молодым людям не стоит забывать о том, что когда-то и они доживут до преклонного возраста и сами рискуют столкнуться с той же проблемой...
Джамиля Джанкишиева: дети все разные. Среди них есть очень воспитанные. Те, кто грубят старшим, после объяснения сами извиняются перед своими учителями. Просто мы забываем, молодежь наше должна верить в свое будущее: что можно сдать ЕГЭ своими силами, без репетиторов, без денег и без связей можно устроиться на учебу и работу, или решить какие-то другие свои проблемы.
Я видела молодежь из других республи,к работала с ними: наши лучше поверьте мне. Надо увлекать детей личным примером, сделать так, чтобы никто не обижался на замечании старших. Я работаю в садике и вижу, как реагируют родители на замечания их детям. Значит, им самим не хватает воспитания.
Я специально без купюр привел высказывания неравнодушных граждан, чтобы показать, что негатив имеется, но они не настолько страшны, что не подлежат исправлению. Критическое отношение старшего поколения к подрастающему поколению людям присуще всегда, она называется проблемой отцов и детей, и объясняется это не нелюбовью к ним, а желанием не иметь вообще невоспитанных парней и девушек.
В то же время, делать вид, что с воспитанием молодежи у нас все в порядке, значит, уподобляться тому страусу. Сегодняшнее положение с воспитанностью основной массы молодежи, это наша вина. Общество не все делает, чтобы и в дальнейшем мы гордились своим подрастающим поколением. И на это опять-таки указывают участники обсуждения. И очень приятно, когда наши сограждане не успокаивают ни себя, ни общество, не проявляют равнодушие, а предлагают пути решения проблемы. Например, Ляна Тхакахова, Света Канимготова, Валентина Дашуева, Людмила Мальбахова, Марита Мац, Роза Афашокова предлагают больше опираться на усиление нетерпимости к фактам невоспитанности как молодежи, так и старшего поколения со стороны общественности, делать больше упора на всеобщее осуждение, призывают не быть равнодушными.
Видимо, так. Успокаиваться нельзя, нужно искать эффективные методы воспитания и перевоспитания. И хорошо бы общественным организациям на словах радеющим за нацию, и на деле хоть что-то предпринимать в плане хотя бы рекомендаций в этом плане. К этому должны иметь непосредственное отношение и органы власти – по крайней мере те их структуры, которые должны заниматься внешкольной работой. Возможно, я и ошибаюсь, но мне кажется, что эти же структуры власти должны пытаться координировать всю работу по воспитанию наших детей, нашей молодежи. Только в этом случае мы можем рассчитывать на счастливую старость, на мир, в котором есть воспитанная молодежь и счастливая старость.

Владимир Кудаев,
публицист.

Я помню времена, когда в доме для престарелых не было ни одного представителя наших национальностей. Люди стыдились отдавать туда своих близких, во-первых. Стыдились людской молвы. Что скажут люди? Что подумают соседи? Эти вопросы останавливали людей делать что-то постыдное, в том числе и отказываться от своих старших только из-за того, что они приносят мало пользы. Во-вторых, многие потеряли страх перед Создателем. Говорят, верующих стало больше. Не знаю, может быть. Тогда почему стало больше и бессовестных, сдающих своих близких в стардомы? В третьих, после развала страны Советов и перехода на рыночные отношения люди заметнее стали преклоняться перед золотым тельцом, стали заметно черствыми. Многих уже не волнует не только беды соседей, знакомых, но и родных. Случилось ужасное - мы перестали быть сострадательными, мы разучились сопереживать. Количество желающих сдавать своих родных, думаю, будет возрастать. Потому что бездушия стало много. Наверное есть выход из ситуации, но его никто не ищет...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему