Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

Взаимоотношения народов Кабардино-Балкарии и Осетии своими корнями уходят в многовековую глубь. Кабардинцы, балкарцы и осетины жили соседями издавна, поддерживая культурные, экономические, политические связи друг с другом.
Надо полагать, что они начались в пятнадцатом веке. Вернее, уже тогда Осетия находилась в тесных взаимоотношениях с Кабардой. Осетинам и кабардинцам всегда важно было поддерживать нормальные культурные, политические и хозяйственные связи между собой. В Кабарду, куда ввозилась соль и прочие товары из Крыма и Турции, осетины ехали с целью меновой торговли, то есть обменивать один товар на другой. Через осетинские перевальные дороги кабардинцы перегоняли лошадей на продажу в Закавказье.
Феодалов Кабарды и Осетии сближала заинтересованность в пользовании пахотными и пастбищными угодьями, осетины пользовались предгорными зимними пастбищами, кабардинцы летом перегоняли скот в Осетию, на горные луга. Кабарда продавала Осетии ткани, соль, железо и прочее. Осетия поставляла на рынок соседей скот, шерсть и др. товары. Важную роль в торговле сыграл Моздок, где проживали и осетины и кабардинцы.
Особенно тесные связи установились между дигорцами и адыгами Малой Кабарды. Здесь преимущественно речь идет о феодальной верхушке, социальные верхи Осетии владели черкесским языком, происходили смешанные браки. Так, в генеалогии осетинских феодалов нашли отражение и брачные союзы с кабардинскими, начиная с XVI века. В XVI веке адыгская историческая генеалогия широко распространяется в Осетии. Феодальная прослойка Стур-Дигории - союз фамилии, именуемых Царгасати - стала таковой при активном содействии и союзе с кабардинскими князьями Таусултановыми.
Важное значение выполняли институт аталычества, отношения патроната и куначества, например, хорошо известно о связях тагаурских феодалов Дударовых с малокабардинскими князьями. Имеются осетино - кабардинские параллели в методах хозяйствования, земледельческом быте, скотоводстве. Это нашло отражение и в обрядах, связанных с аграрным культом. Названия некоторых видов огородных культур свидетельствуют об их проникновении в Осетию из Кабарды например, перец стручковый «цивзы» и кабардинское «шибжий», чабрец «джеджын» и кабардинское «джэдгын» и др. Параллели появляются в традиционном мужском и женском костюме. Специфической деталью женского костюма был кожаный корсет «куэншыбэ». В Дигорию он проник в результате кровно-родственных и куначеских связей с феодальной Кабардой.
Основой укрепления экономических уз с осетинами были земля и торговля, кабардинцы предоставляли в аренду земли соседям, за которую они платили скотом, деньгами, зерном и т.д. На выделенных участках появлялись осетинские поселения. Развитие земледелия способствовала росту экономики, производительных сил, расширению торговых связей.
В процессе постоянного общения и связей происходило взаимовлияние культур. Ярким примером неразрывности истории двух соседних республик является проживание в Лескенском районе кабардинских и осетинских поселений. В Лескенском районе проживают более 23 тысяч кабардинцев и почти две тысячи осетин. С 1944 года кабардинское селение Нижний Малгобек бывшего Курпского района, входит в Моздокский район Северной Осетии. Также в Моздоке и Моздокском райне уже давно проживают немало кабардинцев, которых принято называть моздокскими кабардинцами. Уже 80 лет живут осетины, выходцы из Дигорского ущелья, в селении Озрек, образованном в 1925-1926 годах в Кабардино-Балкарии. В селении Урух живут много семей представителей осетинского народа. В свое время в школе № 2 с.п. Урух заканчивали 9-10 классы ученики осетинских поселений Иран и Шафтур. В прошлом из Дигории приезжали учителя и работали в этой школе.
В тех местах издавно кабардинцы и осетины живут дружно, да в наше время сохраняются братско-уважительные отношения между адыгами и осетинами. Часто в сложные моменты и в случае необходимости они притягивают друг другу руку помощи и поддержки, не оставляя в беде, вместе радуются экономическим, культурным, спортивным успехам.
Сегодня в Осетии и в Кабардино-Балкарии есть немало осетин, русских, кабардинцев и балкарцев, которые состоят в родственных отношениях между собой. Важно подчеркнуть, что этим отношениям уже более 200 лет. То, что в двух республиках есть немало одинаковых фамилий, подтверждает, что эти братские народы давно уже сплетены общими интересами. Например, давно уже у всех на слуху Кабалоевы, Елеевы, Макоевы, Барсаговы, Канцалиевы, Кумеховы, Коковы, Фидаровы, Текаевы, Созаевы, Кожаевы – Кодзаевы, Караевы, Тхостовы, Ходовы, Кардановы, Цавкиловы и другие), представители которых являются родственниками. Они об этом говорят с гордостью, а многие из них периодически устраивают то в Кабардино-Балкарии, то в Осетии фамильные или родовые встречи, куда большинство представителей фамилии организованно приезжает. Важно, что на этих пирах обязательно присутствует молодежь с обеих сторон, и она больше узнает о родственных и добрососедских отношениях.
История взаимоотношений Осетии, Кабарды и Балкарии на протяжении XVIII-XX вв. достаточно богата, интересна и поучительна. На протяжении веков осетины, кабардинцы и балкарцы, соблюдая и приумножая лучшие традиции предков, поддерживали и совершенствовали дружеские (кунакские) и родственные связи. В современной Кабардино-Балкарии проживают многие осетины. Сегодня их около 15 тыс. человек. Многие из них внесли свою лепту в становление экономики, культуры, спорта и науки в КБР. Видимо, невозможно перечислить имена всех достойных людей. Но можно отметить хотя бы некоторых, например, первого в КБР доктора философских наук, профессора, зав. кафедрой философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Б.Х. Цавкилова, многократного депутата Парламента КБР, Заслуженного энергетика РФ, Почетного строителя России, Заслуженного работника Минтопэнерго России, кавалера высшей награды РСО-Алания ордена «Во славу Осетии», ордена «За заслуги перед Кабардино-Балкарией», ордена Дружбы и Почета Республики Южная Осетия В.С. Кебекова, профессора-педагога, заведующего кафедрой педагогики и психологии КБГУ С.Б. Елканова, одного из основоположников вольной борьбы в КБР В.А. Кертанова, заслуженного мастера спорта СССР, неоднократного чемпиона СССР по вольной борьбе М.Г. Бекмурзова, выступавшего в начале 60-х годов XX в. за нальчикский «Спартак» и завоевавшего серебряную медаль на чемпионате мира 1961 года в г. Иокогама (Япония), долгие годы возглавлявшего в Кабардино-Балкарии осетинский «Ныхас», врача от бога Р. Т. Сугкоева и т.д.
Этнические осетины, мастера спорта СССР по вольной борьбе и самбо Виктор Цакоев, Олег Урусов, Сергей Гогаев и другие на протяжении многих лет достойно защищали спортивную честь сборной команды Кабардино-Балкарии на всероссийских, всесоюзных и международных соревнованиях. Нельзя забывать, конечно же, имена Б.Е. Кабалоева, М.Х. Кебекова, М.Х. Дзагурова, В. Кудзиевой, Сафарби Кебекова и его младшего сына Валерия, Кусова, Галачиева и других осетин, которые на протяжении многих лет достойно трудились на руководящих должностях в Кабардино-Балкарии. Они не только занимали высокие партийные, государственные и хозяйственные должности, но и оставили добрую память о себе и у руководства КБР, и у простого народа. Сегодня это трудно переоценить в контексте вечной, доброй и неизменной искренней дружбы и братской любви Кабардино-Балкарии и Северной Осетии (Алании).
В Кабардино-Балкарской республике высоко почитают талантливого ученого-садовода Кабардино-Балкарии А.Х. Авсарагова, которого с любовью называли «осетинским Мичуриным». Он оставил после себя в КБР прекрасные яблоневые сады вдоль федеральной трассы Владикавказ-Нальчик. Всеобщее уважение к А.Х. Авсарагову в Кабардино-Балкарии, даже после его смерти, связано, видимо, с тем, что он делал большое, нужное и благородное дело для людей.
В данной книге мы попытались собрать имена осетин, безусловно известных, как в Кабардино-Балкарии, так и за ее пределами. Приведены очерки, зарисовки или хотя бы биографические данные многих бывших руководителей, участников Отечественной войны, деятелей культуры, спортсменов, врачей, учителей. Своим добросовестным трудом, образом жизни и мыслей каждый из них прославили свою осетинскую нацию прежде всего в ареале своего проживания – в Кабардино-Балкарской Республике, укрепляя не только собственный авторитет, но и поднимая престиж своего народа, укрепляя дружбу между двумя братскими народами. Естественно, стопроцентно охватить всех достойных представителей невозможно, но есть надежда, что в последующих изданиях, если кто-то за это возьмется, этот пробел будет восполнен.
Говоря о тесных дружеских контактах Кабардино-Балкарии и Осетии, неправильно было бы не отметить и огромную роль вузов двух республик в укреплении братских отношений, которые и сегодня вместе тесно работают над решением этой благородной задачи. Это и понятно: ученые, будучи прогрессивными людьми, во все времена во многом определяли судьбы своих народов.
Следует обратить особое внимание на то, что вузы Кабардино-Балкарии подготовили немало специалистов высокого класса для Осетии. Среди них доктора философских наук, профессора А.К. Хачиров, бабушка которого была балкаркой (урожденная Мисирова) и Т.П. Лолаев, заведующего кафедрой философии СОГУ. В стенах КБГУ учились многие известные осетины, среди которых Б.Е. Кабалоев, С.У. Кебеков, С.Б. Елканов, Джабраил, Агубекир и Мурат Караевы, К.И. Дедегкаев, М.Х. Дзагуров, С. Гогаев, О. Урусов и многие другие.
В диссертационном совете КБГУ защитили кандидатские и докторские диссертации десятки специалистов по отечественной истории из Осетии. Среди них нынешний директор СОИГСИ, доктор исторических наук, профессор З.В. Канукова, а также профессора СОГУ Р.И. Цориев, В.С. Койбаев , О.Х. Дзобелов, доценты СОГУ и ГГАУ А.Т. Тамаев, Л.Б. Гагиев, В.Дз. Айларов, М.А. Гутиева и многие другие.
Уместно вспомнить легендарного кабардинского борца Мустафу Накова, который еще до Великой Отечественной войны выступал за команду Осетии на различных всероссийских и всесоюзных соревнованиях по классической (греко-римской) борьбе. Он первым из борцов Северного Кавказа завоевал бронзовую медаль на чемпионате СССР 1938 года в Ленинграде, а до этого уверенно побеждал на чемпионатах Северной Осетии и Северного Кавказа. Традиции Накова продолжил другой кабардинец, выпускник факультета физвоспитания СОГУ, мастер спорта СССР международного класса по вольной борьбе Леонид Богатырев из селения Нижний Курп (ученик К.Н. Суменова), победивший на многих престижных соревнованиях, в том числе и международных, ставший чемпионом СССР и Европы. Он также, как и Заур Хапов, тоже кабардинец, вратарь футбольной команды «Алания», в составе которой стал в 1995 году чемпионом страны, были и остались для десятков тысяч поклонников спорта в Осетии самыми близкими и родными людьми.
Многие руководители высшего звена Кабардино-Балкарской Республики, а также специалисты сельского хозяйства, образования, науки, культуры, спорта и т.д. получили образование, в том числе высшее, в Осетии. Так, например, в Горском государственном аграрном университете учились и закончили его в разные годы бывший около 30 лет руководителем КБР Т.К. Мальбахов, бывший министр сельского хозяйства КБР профессор З.А. Шауцуков, бывший директор Северо-Кавказского института горного и предгорного хозяйства КБР профессор Л.А. Шомахов, его родной брат, бывший директор совхоза им. ХХ съезда КПСС Ю.А. Шомахов и многие другие. Сотни специалистов сельского хозяйства подготовил ГГАУ для Кабардино-Балкарии. В диссертационных советах ГГАУ защитили кандидатские и докторские диссертации десятки ученых из Кабардино-Балкарии, ставшие еще ближе к Осетии и внесшие свой вклад в дальнейшее укрепление дружбы между народами. Среди них доктора сельскохозяйственных наук, профессора Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии Л. Ашибоков, Т. Коков, И. Тамаев, С. Энеев и другие.
В диссертационном совете СОГУ только за последние годы немало ученых КБР защитили кандидатские и докторские диссертации . Среди них доктора исторических наук, профессора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Б.К. Мальбахов, М.З. Соблиров, Е.Х. Апажева, кандидаты исторических наук, доценты Н.А. Стеблей, И.С. Бичиева, кандидат педагогических наук С.А. Дадов и многие другие.
Говоря о дружбе и братских взаимоотношениях Кабардино-Балкарии и Осетии, нельзя умолчать о серьезной роли Тимборы Кубатиевича Мальбахова и Билара Емазаевича Кабалоева, в свое время продолжительное время возглавлявшие Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Более того, Билар Емазаевич и сам родился и вырос в Кабардино-Балкарии, работал здесь в руководящих комсомольских и партийных органах, хорошо знал кабардинский язык, а также, естественно, менталитет жителей республики. Т.К. Мальбахов также в свое время учился в Орджоникидзе, хорошо знал и любил осетин, считая их очень симпатичными и надежными людьми.
Лидеры двух республик подружились еще в молодые годы и смогли пронести эту дружбу через всю свою жизнь. Они часто общались, советовались по ключевым вопросам жизнедеятельности республик и страны, сверяя свои точки зрения и позиции.
Мальбахов и Кабалоев были едины в том, что Кабардино-Балкария и Осетия должны стать еще ближе, дружить крепче и базировалась такая уверенность на том, что на протяжении многовекового сосуществования дружба между народами этих двух республик никогда не омрачалась сколь-нибудь заметной размолвкой. Более того, на Кавказе нет других народов, которые могут похвастать такими продолжительными и добрыми взаимоотношениями.
Убежденность лидеров не может не передаваться их соратникам. Особенно так было в Советское время. Их соратники планировали и осуществляли масштабные и плановые мероприятия, укрепляющие братские связи. Проводились спортивный соревнования, стали правилом обмен студентами, культурными мероприятиями, поощрялся обмен передовым опытом в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства. Все это лило воду на мельницу укрепления дружбы и добрососедства между народами.
В настоящее время братские, добрососедские отношения различных представителей Кабардино-Балкарии и северной Осетии (Алании) способствуют укреплению экономических и культурных связей, расширению бизнеса.
Естественно, в одной публикации невозможно осветить жизнь и деятельность всех осетин, проживавших и творивших в Кабардино-Балкарии, но автор данной книги рассчитывает, что представленная здесь информация будет способствовать расширению дружеских связей и будет иметь познавательное значение.
Автор будет признателен любому читателю за любую информацию – свои замечания и пожелания можно направлять kudaev54@yandex.ru

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему