ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ НЕ УВАЖАЮТ


   
 О МЕСТНОЙ ВЛАСТИ ОБЪЕКТИВНО


            Еще при Советской власти, аж 1989 году, я опубликовал статью «Миф о полновластии Советов». Она была написано со знанием дела, ибо к тому времени я уже три года проработал инструктором организационного отдела президиума Верховного Совета КБАССР и не понаслышке знал всю кухню советской работы, включая и формализм в работе. Естественно, что после этого никто не стал бы меня держать на ответственной работе, придирки стали частыми, и я ушел в журналистику. Но речь сегодня не о том: я пришел к выводу, что за прошедшие с тех пор 30 лет в системе местной власти практически ничего не изменилось, сельские администрации также полностью зависимы от вышестоящих структур. Главное, они фактически не обладают реальной властью, а многие особо к этому и не стремятся.
            Такой вывод я сделал поле того, как послушал доклад, с которым выступил председатель Комитета по законодательству, государственному строительству и вопросам местного самоуправления Парламента КБР Борис Мальбахов на заседании «Круглого стола» в стенах Парламента. Здесь присутствовало руководство законодательного органа и районных администраций, что делало мероприятие солидным и авторитетным.
Как известно, вопросы, связанные с осуществлением местного самоуправления требуют особого внимания как непосредственно органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Б. Мальбахов в своем докладе еще раз подчеркнул, что местное самоуправление - это самый мощный ресурс социального и хозяйственно-экономического развития страны, но, к сожалению, в силу ряда объективных причин в настоящее время, он не задействован в должной мере. Указал он и эти причины. Я не стану пересказывать его выступления, а сделаю по-другому – опубликую его доклад в своем блоге с небольшими сокращениями сразу, и это будет правильно, так как этот доклад принципиально отличается от тех, что мне удавалось слышать из уст причастных к органам власти и управления. А затем и сам в Постскриптуме выскажу некоторые свои соображения. Возможно они не будут отличаться новизной, но выстрадано – точно. Итак,

                                Доклад
                       Б.Х. Мальбахова
 на заседании «Круглого стола» в Парламенте КБР
                  (С сокращениями – чтобы легче читалось)
Необходимо заметить, что работа по доработке федерального законодательства о местном самоуправлении проводится регулярно, а именно с момента принятия базового Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".  131-ФЗ, был основным нормативным актом муниципальной реформы, начавшейся в 2003 году, и как затем оказалось его ждала непростая судьба, возникало и возникает множество вопросов к целому ряду его положений и основам практического применения. Отмечу, что многочисленные корректировки были вызваны именно практической реализацией данного закона. Парламент Кабардино-Балкарской Республики, как большинство законодательных органов по всей Российской Федерации в целом, проводил определенный мониторинг правоприменительной практики и на основе системного анализа, при выявлении пробелов и проблемных мест в Законе, готовил соответствующие предложения по их доработке. Отмечу, что вопрос его адаптивности на субъективном уровне, безусловно, разнится. Мы можем судить об этом, работая с соответствующими инициативами субъектов и проектами федеральных законов.
        При этом сегодня можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Парламентом Кабардино-Балкарской Республики создана прочная законодательная база для формирования и функционирования системы местного самоуправления. Безусловно, в этом направлении предстоит еще немало сделать и осуществлять эту работу необходимо во взаимодействии с органами местного самоуправления, чей практический опыт в реализации данного закона значим и показателен.
Перелистывая страницы истории, мы вспоминаем, что в разные годы был принят ряд законов, позволивших создать эффективно работающую двухуровневую систему местного самоуправления. Для сведения замечу, что и в настоящее время парламентарии проводят активную и серьезную работу, связанную с реформированием местного самоуправления в рамках Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывается предыдущий опыт, передовые идеи субъектов и т.д. и конечно мы уделяем этому вопросу пристальное внимание, поскольку формирование системы местного самоуправления есть один из основополагающих  принципов демократического правового государства.
Это тот фундамент, институт в стране, без которого не может существовать государство (подчеркиваю) И это притом, что  70% территории России находятся под сельскими поселениями, городскими округами.
 Это не просто слова. Это наша национальная безопасность.
Лишь напомню вам, что Россия из тоталитарного строя со строгой вертикалью власти, где не позволяли проявляться народной инициативе, вступила в новую модель государственного строя. И под влиянием европейских институтов гражданского общества, парламентаризма, Россия приняла 131- ФЗ, который распределил вертикаль власти по горизонтали, отдав часть полномочий на местный уровень. И таких полномочий согласно статьям 131-134 Конституции РФ сегодня практически не имеет ни один орган государственной власти в стране! Это надо знать, обязательно учитывать в повседневной и перспективной работе и пытаться реализовывать на практике. Да конечно есть объективные сложности, о которых мы поговорим детальнее позже, вспомните, сколько раз менялись основы местного самоуправления, понятно и то, что в этом направлении предстоит еще немало сделать и осуществлять эту работу необходимо в качественном взаимодействии с органами местного самоуправления, чей практический опыт значим и показателен. Его необходимо совершенствовать, не надо стесняться перенимать передовые новации, коллеги, ведь закономерный итог наших общих усилий благополучие наших граждан, общества, малой родины и страны!  Кроме того, еще один важный аспект - местное самоуправление призвано обеспечить среди прочего самостоятельное решение населением, подчеркиваю населением муниципального образования вопросов местного значения.
Как у нас обстоят дела с этой самостоятельностью? Плохо, очень слабо. Практически население не участвует в решении как социальных, правовых и политических вопросов поселений. А глава поселения номинален. Он стоит в лучшем случае с протянутой рукой под кабинетом главы района, тот в свою очередь просит у правительства региона. Решаются вопросы? Нет.
На сегодняшний день в консолидированном бюджете России вместо 30% которое имело место до принятия 131-ФЗ, местное самоуправление имеет только 3%. Государство забрало 27% денег и теперь решают (то ли партии, то ли правительства РФ (не знаю) как обустраивать дворы, в какие цвета перекрашивать скамейки и т.д.
Не должно быть такого. Мы должны вернуть людям доверие к власти, а власть доверие к людям. Не должно быть у нас этого изоляционизма, ведущего к непредсказуемым последствиям.
По мнению комитета на одном контроле (без финансов) и на одном кнуте нельзя сделать так, чтобы страна развивалась и процветала. Орган местного самоуправления должен работать. Не будет этого у людей, и не будет никакой политической ответственности за себя.
По нашему мнению и как отметил заместитель главы администрации Баксанского района Пшуков на расширенном заседании Парламента КБР по вопросам принятии республиканского бюджета, бюджеты между районом, городом и республиканскими властями должен делиться по принципу 50/50. Половина на республиканские задачи, что связано с общей инфраструктурой, с медициной, образованием и т.д., а половина должна идти на решение местных задач.
 Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Это всегда будет своевременно, актуально и в ногу со временем.         
         В контексте всего вышесказанного, очевидно, что государству необходима сильная муниципальная власть, ведь в целом это мощная опора в развитии страны, а местное самоуправление это, по сути, начальный административный уровень, фундамент без которого здание не может существовать.
Уважаемы коллеги, многие из вас знают, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики по инициативе нашего комитета уделяет указанным вопросам самое пристальное внимание, регулярно проводит различные мероприятия по данной тематике с участием всех заинтересованных сторон в формате семинаров - совещаний, (кстати, впервые проведенных нами на площадке законодательного органа, именно по проблематике связанной с  местным самоуправлением),  "круглых столов", "часа комитета", "правительственных часов" и т.д.  
       Позвольте озвучить ряд общих проблем, возникающих у органов местного самоуправления.
       По результатам встреч с представителями органов местного самоуправления, как в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики, так и в формате выездных мероприятий президиума и комитета, выяснилось, что за редким исключением, сложности и острые углы, обозначенные главами сельских поселений, характерны для большинства муниципальных образований в Кабардино-Бал­кар­ской Республике, хотя, безусловно, есть свои специфические особенности. Среди прочего ряда существующих проблем, влияющих на реализацию Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основная - отсутствие финансовых средств, необходимых для решения возложенных на органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями задач. В этом были единодушны главы всех поселений, да это думается и так очевидный для всех факт, затрагивающий реализацию закона в целом по Российской Федерации.
      Также, многие главы сельских поселений обращали внимание на то, что органы статистики и налоговые органы не предоставляют органам местного самоуправления ряд необходимых сведений, в том числе по единому сельскохозяйственному налогу, налогу на имущество физических лиц. Отсутствие в поселениях соответствующей информационной базы по объектам налогообложения негативно отражается на оценке и мере ответственности органов местного самоуправления, ответственных за составление и исполнение прогнозных показателей доходов местного бюджета. В связи с этим, фактически (подчеркиваю) местная администрация не может влиять на собираемость данных налогов на подведомственной территории. Этот факт порождает целый комплекс сопутствующих проблем, препятствуя повседневной работе органов местного самоуправления.
 В числе важных и острых вопросов в целом для поселений республики осталось содержание "внутри сельских дорог", не решены земельные вопросы, в том числе и реализация в сельских поселениях Закона Кабардино-Балкарской Республики № 121-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской Республики и о внесении изменений в статьи 14 и 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики", (в немалой степени из-за отсутствия инженерной инфраструктуры и возможности обустройства выделенных участков, из-за отсутствия финансов), экологическая обстановка, отсутствие в поселениях постоянной работы, отток молодежи и  др.
Едины представители местных властей и в том, что серьезные затруднения вызывает решение органами местного самоуправления вопросов участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, а также организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера без соответствующего участия органов государственной власти.
     Несколько слов о проделанной выездной работе.
     В период с 2016 года по настоящее время мы провели ряд выездных заседаний: в Чегемском муниципальном районе, в сельском поселение Шалушка, станице Солдатская Прохладненского муниципального района, а также в с.п. Белокаменское Зольского района, да практически во всех поселениях. 
    Впервые, в рамках весенней сессии 2017 года состоялись выездные заседание президиума Парламента КБР в рамках "часа комитета", в сельских поселениях Баксаненок и Озрек.  Мероприятия получили положительный резонанс.
В рамках заседаний депутатами осуществлялся прием граждан по личным вопросам. По их результатам были даны как предложения рекомендательного характера, так и подробные разъяснения по самому широкому кругу вопросов. Ряд проблем взят на особый контроль, часть исполнены. Также в ходе этих встреч состоялся активный диалог между муниципалами и депутатами, были даны разъяснения по самым различным сферам и направлениям в работе органов местного самоуправления. Депутаты на месте пообщались с коллегами, представляющими органы местного самоуправления по самому широкому спектру вопросов возникающих в повседневной работе местных властей. Кроме  того, в с.п. Озрек впервые был использован формат выездного мероприятия президиума Парламента Кабардино-Балкарской Республики и коллег из Парламента РСО - Алании. Бесспорно, что подобный опыт взаимодействия в рамках двухсторонней практической работы будет чрезвычайно полезен и показателен и станет стимулом по дальнейшему расширению и укреплению связей Парламентом Кабардино-Балкарской Республики и законодательными органами субъектов РФ. 
     В текущем году мы побывали в Бабугенте, где присутствовало руководство, а также главы поселений Черекского района. Вопросы, обозначенные там, также взяты нами на контроль.
    Уважаемые участники заседания, органы местного самоуправления, как представительные, так и исполнительные ответственны за социально-экономическое развитие конкретного поселения. Говоря простым языком, на селе недолжно быть вопросов, к которым не имеет отношение местная власть и население, подчеркну, именно их решение в связке. Вам же на местах, лучше знать в каком направлении необходимо решать возникающие проблемы. Как я отмечал ранее, все мы прекрасно понимаем, что никто сегодня нам фабрик и заводов, к сожалению, в селах не построит, колхозов, и совхозов не воссоздаст. Чем же мы можем занять трудоспособное сельское население? В том числе молодежь в сложившейся ситуации?  Здесь, по нашему убеждению, органы местного самоуправления должны проявить максимальную инициативу и выйти с конкретными предложениями к органам власти республики. И еще один важный, можно с уверенностью сказать основополагающий аспект - данные предложения должны увязываться с местными условиями, традиционными видами деятельности населенных пунктов и т.д.
     Нас с вами должны беспокоить вопросы образования на селе. Ведь это будущее нашей Родины, наше с вами будущее. Да, при этом мы не имеем права, да и не должны вмешиваться в учебный процесс, но вопросы воспитания, вопросы качества образования должны, безусловно, быть в приоритете. А какое нравственное воспитание получит наше подрастающее поколение?  Это наши с вами совместные вопросы!!!
            Какое состояние наших лечебных учреждений в селах и районном звене? Какой уровень оказываемых там медицинских услуг? Как обстоят дела с лекарственным обеспечением? Если отвечать на эти вопросы первый ответ будет связан с конечно же с финансированием. Да денег всегда не хватает, но у нас есть образцовые сельские и районные лечебные учреждения, есть же и такие, куда не хочется заходить, где уровень медицинского обслуживания не выдерживает никакой критики.
            Очевидно, для чего в масштабах страны приняты нацпроекты по здравоохранению, образованию? Да потому, что государству и обществу нужны здоровые и образованные граждане. Разве на своем уровне депутаты местного самоуправления, администрации районов и поселений не должны заниматься этими вопросами?
Еще один вопрос из области сельского хозяйства, напрямую связанный с проблемами занятости населения поселений КБР.
            Эти сложности возникли не сегодня, однако в настоящее время она стоит гораздо острее, после распада колхозов, совхозов, после того как закрылись филиалы промышленных предприятий, практически перестала существовать потребкооперация, осуществляющая заготовку сельскохозяйственной продукции на селе. Возникает вопрос. Что делать? Да, безусловно, аграрный сектор вносит определенный вклад в решение этой проблемы, бурно развивается садоводство по интенсивной технологии и т.д. Данные меры позволят в определенной степени улучшить занятость населения за счет увеличения рабочих мест. Но это то, что делается руководством республики совместно с бизнес сообществом.
А где находятся органы местного самоуправления в решении проблемы занятости? Именно они должны проявить инициативу и выйти с конкретными предложениями к органам власти республики. Эти предложения должны увязываться с местными условиями, традиционными видами деятельности населенных пунктов. Небольшой пример.
Как известно, у нас в республике, в горных и предгорных селах издревле занимались животноводством, что касается плоскостных и равнинных сел – растениеводство, в том числе производством овощных культур. Возникает вопрос. А кто же мешает сегодня заниматься этим делом должным образом? Однако это не совсем так. Ясно, что не будут сельские жители производить мясо, выращивать овощные культуры, работая себе в убыток, все произведенное надо где-то грамотно реализовывать. Думается, в этих вопросах нужен не только государственный подход, но и государственная поддержка. Нам необходимо развивать и модернизировать перерабатывающую промышленность, чтобы жители поселений четко знали, куда и по какой цене будут реализовывать свою продукцию. Нужно на местах организовывать закупку и переработку произведенной продукции. Тогда и ситуация с занятостью населения конечно улучшиться. Вот здесь и будут ценны и полезны Ваши конкретные предложения, уважаемые коллеги. Да подобная проблема существует не только в нашей республике, но и во многих регионах страны. Но только при условии системного подхода в решении обозначенных задач, можно будет говорить о пополнении бюджета из средств, получаемых от производителей сельскохозяйственной продукции.
         Уважаемые коллеги! Почему мы сегодня поднимаем эту трепещущую для всех тему? Если говорить в целом по России, то по результатам последней Всероссийской переписи населения выяснилось, что почти 13% сельских населенных пунктов не заселены: 19,5 тысяч деревень существуют формально, по факту они заброшены. При этом в более чем половине всех населенных пунктов проживает от 1 до 100 человек. Только в 5% сельских населенных пунктов численность населения превышает 1000 человек. Это действительно удручающая картина.
       В тех селах, где еще остаются люди, жить становиться все труднее. Школы и поликлиники закрываются. С 2000 по настоящее время количество больничных учреждений сократилось более чем в четыре раза. Население живет в бедности, растет преступность, явления алкоголизма и наркомании стали обыденностью.
По данным РАНХ и ГС при Президенте России 22% населения живет в бедности, это 32 миллиона 300 тысячи человек;
13,2% или 19 мл. 300 тыс. за чертой бедности. Это почти 50 мл. человек. При этих данных сколько еще стоит за статистикой.
            Кстати, не вдаваясь в излишнюю детализацию, на основе запрошенных в лечебных учреждениях статданных, замечу, что в КБР с этим не все так и плохо. Но конечно при всей очевидности определенной положительной динамике это еще не повод  для самоуспокоения. Работа в этом серьезнейшем направлении должна вестись с особой тщательностью и бескомпромиссностью и всегда быть у вас на особом контроле уважаемые муниципалы.
     Ну а если вернуться к нашей теме, возникает вопрос, а нужно ли село вообще, если оно не развивается. К сожалению, последние 25 лет, после начала так называемой "перестройки" в соответствии с логикой этих вопросов и проводилась наша политика.
     Коллеги, сегодня в условиях экономического кризиса, нестабильности и ряда других отрицательных факторов как никогда актуальна роль главы поселения-руководителя. Без хорошего руководителя, никакая реформа, начинание, движение не будет иметь успеха. Известно, что кадровая политика является одним из основных средств повышения эффективности системы органов местного самоуправления. Она реализуется путем формирования и эффективного использования кадрового состава, обладающего необходимыми качествами и способного ответить требованиям современному уровню развития этих органов власти. В итоге кадровая работа в органах местного самоуправления как нигде должна отличаться системностью, обеспечивать компетентность, профессионализм и высокий уровень развития личности работников.
       Вместе с тем, отсутствие профессионального управления, отсутствие системы контроля за властью, крайне усложненная система управления, неразрешенность технических проблем комплекса ЖКХ, отсутствие как уже было выше сказано стабильного самофинансирования вызывает сбой в работе и практическую недееспособность власти выполнять свои функции. И одним из самых проблематичных является вопрос системы формирования власти на местах на непрофессиональной основе.
    Какова же ситуация у нас в республике?
    Квалификационная таблица муниципальных служащих по базовому образованию показывает следующее: Специальность государственное и муниципальное управление имеют лишь 4,8%. Остальные специальности- юристы, экономисты, менеджеры, строители, агрономы, ветврачи, педагоги. Прочие специальности составляют аж 22%.
    По Российской Федерации указанное выше профессиональное образование имеют лишь 0,3%.  При такой профнепригодности, по моему мнению, мы в лучшем случае получим "реформы ради реформы" т.е. иными словами реформизм, в худшем, социальные потрясения без возможности прогноза последствий.
Возвращаясь к роли руководителя, не следует забывать, что местная власть решает большинство повседневных вопросов населения, как в социально-экономическом плане, так и хозяйственной сфере жизни общества.  И конечно одной из приоритетных задач, стоящих перед руководителем органа местного самоуправления остается создание благоприятных условий для жизни людей. Неоспорим и тот факт, что глава поселения должен лучше остальных понимать специфику и особенности проблем своей территории с учетом ежедневной практической работы.  По сути, он должен стать для жителей и отцом, и братом, и судьей и прокурором, и врачом, и наставником - словом не равнодушным к людям, работающим 24 часа в сутки.
 Как говорится: Пришел служить - служи, не можешь – уходи! На этих должностях руководителей сельских поселений должны находиться люди имеющие авторитет на селе и в городе, а не кабы кто, и кто чей брат, сестра или родственник. Должна уйти искусственная конфликтность (подчеркиваю) между уровнями власти. Реальную роль в принятии решений должны играть местные жители, "а не группы влияния".
 Об этом, кстати красной строкой подчеркивал во вступительном слове на ноябрьском 2018 года Госсовете России в Крыму Президент В.В. Путин " Местная власть до которой можно дотянуться рукой " – это политическая необходимость с целью создания нового полноценного самоуправления в городах, районах и поселениях.
Все вы знаете, как у нас проходят аукционы по предоставлению земель в аренду в республике.  Одни и те же люди практически участвуют в аукционах, завышая ставки с целью получения денег. Им земля не нужна. И приходят они с угрозами под видом представителей религиозного экстремизма.
И не говорите, что вы их не знаете. Знаете. Если действительно кто-то не знает, то посмотрите список конкурсантов. Люди приходящие к нам прием, а также в поселениях и городах на различных мероприятиях говорят о них. Знают их и правоохранители, ФСБ и другие структуры. Но все молчат. Почему не знаем. Это может привести к социальному взрыву в республике.
Будьте хозяевами своих территорий. К вам не должны заходить люди, не соблюдающие закон и право!!!     
Сегодня, и это очевидно, население, прежде всего, волнует не политические перипетии или вопросы развития демократии, а способность местных властей разрешить его социально-бытовые проблемы. По данным ВЦИОМ, отвечая на вопрос приоритетности, жители сел поставили развитие демократических институтов местного самоуправления только на 18 место из 20 и это составило в процентном соотношении всего лишь 3%. Наибольшую тревогу вызвал рост цен на продукты первой необходимости и кризис ЖКХ, в том числе на рост цен на коммунальные услуги- 48% и 52% соответственно.
В связи с этим, коллеги, хотелось бы сегодняшний наш разговор построить в целом на вашем видении указанных вопросов именно как руководителей - по вашей ежедневной работе, практическом анализе и полезном опыте. Как в непростое время экономических потрясений, обладать достаточным багажом знаний, предпринимательской жилкой в решении и разрешении всех повседневных, насущных задач во благо населения? Насколько, по-вашему, актуализируется при этом роль главы поселения?
И в заключении необходимо отметить, что практическая реализация 131 федерального закона и республиканского законодательства в сфере местного самоуправления, потребует времени, опыта и консолидации усилий всех ветвей власти, а также гражданского общества. В свою очередь могу заверить, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики и в дальнейшем продолжит практику взаимодействия с представителями органов местного самоуправления, руководствуясь принципом: "Сильны муниципалитеты, силен регион, сильна Россия".
Спасибо за внимание! Желаю Вам плодотворной работы.

*                   *                     *
Необходимый постскриптум. Итак, из доклада и последовавших выступлений представителей муниципальных образований стало ясно (а мы это итак знали) что власть на местах не имеет реальной власти и не решает практически никакие проблемы, а во многих местах даже сами создают проблемы для населения своей безответственностью и бездеятельностью. Думаю, более весомым структурам власти выгодно иметь на местах вот такую бесхребетную власть на местах. Никто не хочет иметь под своим началом людей, не дающих покоя, создающих проблем. На моем веку были двое глав местных поселений в Кабардино-Балкарии, которые особо не считали нужным подчиняться республиканским и районным властям, но к настоящему времени от них благополучно избавились, заменив на кротких и понятливых чинов.
Существующая система выборов исполнительных органов власти на местах способствует тому, чтобы умело «задвигать» инициативных и грамотных молодых людей и, наоборот, давать дорогу бесхребетным и безынициативным людям. Даже когда обнаруживаются серьезные недостатки в стиле их руководства, на их защиту грудью становится высокое начальство. Как же, рука руку моет! Они же в одной команде! Так было в случае, когда я встретился с фактами вопиющей безграмотности в стиле управления некоторых глав сельских поселений Терского и Черекского районов и написал об этом в газете «Кабардино-Балкарская правда» бывшие главы районных администраций (старые мои друзья, с которыми не раз поднимал раньше стопки) мне устроили самую настоящую обструкцию, а те главы продолжили работать как ни в чем не бывало. И это при том, что я тогда занимал не маленькую должность в Правительстве республики, а все публиковалось в газете, которой я отдал самые продуктивные свои годы. А как же по-другому, если команда «Фас!» поступила из администрации Главы республики!
Я от этого не умер и дело вовсе не во мне, а в стиле руководства, когда рука руку моет: низы делают все, что хочет начальство, а начальство их за это покрывает. Кстати, именно этим объясняется и то, что на протяжении многих лет в республиканских СМИ нет никаких проблемных и критических материалов, хоть в какой-нибудь мере затрагивающие органы власти и управления.
 К сказанному следует добавить и кадровый голод в муниципальных образованиях. Кадры никто не готовит, нормальные ребята, видя, что инициативные люди не имеют перспективы карьерного роста, из сельских населенных пунктов уезжают, наверх всплывает сами знаете, что.
Самое главное препятствие в развитии местного самоуправлении – отсутствие финансовых средств, что отмечено не только докладчиком и выступившими на «Круглом столе», но и в выступлении спикера Парламента Татьяны Егоровой там же. Но в некоторых речах звучало и такое, что это, мол, не такое уж непреодолимое препятствие. Видимо, это из-за того, что парламентарии сами утверждают бюджет республики и не очень-то при этом вспоминают про беды селян.


Серьезной проблемой, требующей отдельного обсуждения и способной во многом решить финансовые проблемы, является земля. Существующий на сегодня порядок распоряжения землей на селе не обеспечивает ее справедливое использование. Сложившийся порядок предоставления ее в аренду таит в себе большие опасности, так как не отвечает чаяниям населения. Мне представляется нужно, хотя и с большим запозданием, вернуться к практике распределения земельных наделов между жителями селений, как это давно сделано в Ставропольском крае и некоторых других местах. Как только начинается эта тема, проплаченные латифундистами чиновники тут же выдвигают аргумент, что у нас здесь мало земли, мол, на всех не хватит и т.д. Это несерьезный аргумент, так как в настоящее время у абсолютного большинства населения вообще отсутствуют наделы, а так хоть сколько-то будет в наличии. Земля у нас дорогая и ее владельцы смогут пустить ее в оборот, закладывая в банках, в то время, как сейчас лежит мертвым грузом. Сельские администрации даже не вправе их отдавать в аренду – это право у районных администраций насколько я знаю. Что же касается районных советов и их администраций, я считаю, что в условиях Кабардино-Балкарии они вообще не нужны, администрации сельских поселений должны подчиняться закону и их работу может вполне координировать правительство республики.
Самые большие беды сельских администраций — это водоснабжение, содержание сельских дорог, уличное освещение, работа для людей, необходимый уровень образования и здравоохранения (в рамках их компетенций конечно). Они не способны решать эти проблемы и часто обращаются в районные администрации. Но и районные администрации также не способны решать эти проблемы, поэтому запрещают руководителям сельских администраций поднимать эти проблемы или выходят с просьбами в правительство республики. Но и правительство республики не может решить их, так как нет в казне денег. До принятия федерального закона №131 процентов собираемых налогов оставалось в местных бюджетах, а сейчас - 3. Теперь высокий чин в Москве или какая-та партия, за которую мало кто голосует решают в каком дворе починить асфальт, устроить детскую площадку или построить спортзал – идиотизм.
Я не так давно писал статью о проблемах Нижнего Курпа. В частных разговорах чины республиканского калибра соглашались со мной, что проблемы эти есть, их нужно устранять, но на деле ни один человек даже пальцем не пошевельнул СЕЛО ПОСТАВИЛИ НА ВЫМИРАНИЕ и ГОСУДАРСТВО ПОДСТАВИЛО ПОДНОЖКУ СТАРИННОМУ СЕЛЕНИЮ  Эти проблемы часто создаются государством или его представителями на местах, поэтому и должны ими же устраняться. Только таким образом власть сможет вернуть и свое влияние, и свой авторитет.
Ну, а сегодня власть, любого уровня возьми, не пользуется авторитетом. Власть уважают только те, кто кормится от этой власти или приближенные к тем, кто кормится там. Таким образом мы далеко не уедем.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему