Юбилей

Достойный своих кумиров

Исполнилось 70 лет кандидату исторических наук, лауреату государственных премий Кабардино-Балкарии, заслуженному журналисту КБР, члену союза писателей и союза журналистов России Владимиру Жантемировичу Кудаеву.

По его словам, это тот рубеж, когда человек оглядывается на пройденный путь и подводит итоги ради чего жил, кому обязан своим становлением тем, кем стал и чего добился.

«Все мы в первую очередь выходцы из своих семей, которые происходят из более универсальной - национальной семьи, воспитывающей этнос в рамках тех непреложных законов и установленных правил, формирующих лицо нации с присущими ей морально-нравственными чертами и особенностями.

Если говорить о тех, кто определял моё становление, то, разумеется, в первую очередь, это отец Жантемир Шупагович Кудаев и его брат Хасан, мать Хидамаз (в девичестве Емузова) и бабушка (мать отца)  Зариля  (урождённая Кожаева) , которая была ближе всех к детям, так как родители целый день от зари до заката трудились в колхозе.

В семье росло семеро детей. У меня два брата и четыре сестры, и среди братьев я был старший, поэтому мог командовать младшими, но, тем не менее, никогда не заставлял их что- то делать, не став рядом.

Этого всегда требовал отец, говоря, что командир - не тот, кто отдаёт приказы и распоряжения, а тот, кто может научить и делает это вместе со всеми, но быстрее и лучше всех. 

«Мать была образцом трудолюбия, после полевых работ в колхозе ей ещё нужно было накормить семью, навести порядок в доме, успеть по хозяйству, позаботиться о домашнем скоте, курах, гусях. И пока дети не подросли, всё это она делала одна.

Своё отношение к нам она выражала не столько словами, сколько неустанной заботой и чутким вниманием ко всем нашим нуждам и потребностям. Никогда не забуду тот тёплый свет, который струился из её глаз, когда она на нас смотрела. Это особый свет, излучаемый любящей душой, способный передавать любовь без всяких слов», - говорит Владимир Жантемирович.

О своей бабушке он вспоминает с большой нежностью и говорит, что она была самым дорогим человеком для каждого члена их большой семьи.

К ней младшие дети бежали за утешением, восстановлением справедливости, она была арбитром во всех их спорах и самой надёжной опорой для матери.

Именно от неё он узнал, что старший брат отца Мухамед Кудаев не вернулся с войны и считался без вести пропавшим.

Не было дня, вспоминает Кудаев, чтобы она не молила Аллаха дать о нём хоть малую весточку. Просила вернуть его живым, а если он пал в бою, то вернуть его тело, чтобы похоронить в родной земле.

В мае 2015 года, ровно через 70 лет после окончания войны, рассказывал Кудаев, нам позвонили из Москвы и сообщили, что один поисковый отряд Смоленской области обнаружил останки Мухамеда Кудаева, которые идентифицировали благодаря бирке, которую выдавали солдатам и на которой были выбиты его биометрические данные.

Рассказывая об этой поездке, Владимир говорил, что одно дело читать книги или смотреть фильмы про ужасы войны, а совсем другое увидеть этот ужас своими глазами. «Останки солдат, которые извлекли из окопов, где они пролежали все эти годы, были собраны в одну большую кучу. Целая гора костей. Это жуткое зрелище звериного оскала войны. Оно остаётся в памяти навечно и тот, кто такое видел, станет всеми силами защищать мир, как высшую ценность жизни. Я заметил, как сразу посерьезнели лица моего сына и племянника, когда лицом к лицу соприкоснулись с последствием войны.

Говорили, рассказывал Кудаев, что бирки сохранились только у двоих мусульман (кроме Мухамеда она была ещё у одного татарина), которым религия запрещала верить в приметы, дескать жетон притянет смерть, из- за чего другие от них избавлялись. Так что , выходит, что по большому счёту весть о Мухамеде все же принёс нам Аллах, откликнувшийся на  мольбы нашей бабушки.

Вместе с сыном и племянником мы привезли его на родину, где со всеми воинскими почестями перезахоронили в родном селе. Думаю, что тогда успокоились сразу две души - солдата Великой Отечественной и его матери.

Владимир Кудаев родился в Терском районе в селении Нижний Курп. В 1970 году окончил среднюю школу и поступил на кабардино-русское отделение историко-филологического факультета КБГУ, которое успешно окончил в 1975 году.

Учился он отлично, был в самой гуще студенческой жизни. Тогда в полную силу проявился его интерес к общественной работе, он стал активистом комсомольской организации, несколько лет возглавлял штаб университетского «Комсомольского прожектора», который освещал острые проблемы, обычно связанные с успеваемостью и посещаемостью и указывал пути их разрешения.

Много лет спустя, когда Владимир Кудаев станет известным и уважаемым журналистом газеты Правительства и Парламента республики «Кабардино-Балкарская правда». Он вспомнит эти годы как время зарождения серьёзного интереса к общественно-политической деятельности, который предопределил направление его устремлений. Было время серьезных перемен, люди свято верили печатному слову и это стимулировало на активную журналистскую деятельность.

Сразу после окончания университета его пригласили на работу в Терский райком ВЛКСМ. Начав трудовую биографию на ответственной комсомольской работе в Терском районе, он с молодых лет зарекомендовал себя энергичным, деятельным, обязательным и преданным порученному делу человеком. 

Эти качества способствовали успешному продвижению по карьерной лестнице, его выдвигали на различные ответственные должности: в райкоме комсомола он быстро прошел все ступени карьерного роста до второго секретаря райкома комсомола, работал ответственным секретарём Терской районной организации общества «Знание».

В 1980 году он перешёл на работу в республиканскую газету «Ленин гъуэгу», где проработал шесть лет. Затем Владимир был приглашен в аппарат Президиума Верховного Совета КБАССР, где три года работал инструктором организационного отдела, что позволило ему лучше познать стиль и методы руководства отдельных личностей республики.

Позже эти знания пригодились ему при написании книг о Тимборе Мальбахове и Валерии Мухамедовиче Кокове (пока это единственная книга о первом Президенте Кабардино-Балкарии и её автор за эту книгу стал Лауреатом Государственной премии КБР в области литературы и искусства 2022 года),  эти же знания помогли ему в написании книг «Гордость республики» и «Своя строка в историю» о заслуженных людях республики.

В 1989 году он снова возвращается в журналистику. На этот раз в редакцию газеты «Кабардино-Балкарская правда» в качестве заведующего отделом политики. Говоря о своём восприятии времени, Владимир Кудаев признаётся, что не ощущает груза прожитых лет и он точно знает, от чего это зависит.

Утверждает, что если постоянно не погружаться в воспоминания о былом, и жить в ногу со временем, то творческий потенциал (который, кстати, не всегда проявлен), обязательно даст о себе знать в появлении новых замыслов, в рождении новых идей, когда сами собой будут строиться новые планы и если это произойдёт, тогда же появляются и свежие силы для их реализации.

«Всегда считал, что жизнь - это река, которая, пройдя половину своего пути и направляясь к устью, естественным образом замедляется, но не так давно сделал для себя открытие - можно искусственным путём создавать такие условия, при которых река становится быстрой на любом участке своего течения, для этого человеку нужно поставить новую цель, которая, кстати, не придумывается, а как бы прорастает, как росток из земли, где уже давно зрело семя, нуждающееся в выходе на белый свет.

Собственно, так, уже выйдя на пенсию, я написал несколько книг, которые сделали мою жизнь предельно насыщенной и интересной.

Пока писал и работал над ними, я был счастлив не меньше, чем в молодые годы, когда работал в газете и в каждый номер сдавал очередной резонансный материал точно зная, что смогу повлиять на текущий момент, которой в тот перестроечный период стремился выйти из берегов».

Из этих слов Владимира Кудаева выходило, что молодым и счастливым человек остаётся, когда востребованы его способности, таланты и силы, которые, сами собой пополняются в момент свершения начинаний.

Но прилив сил, по словам Кудаева, обеспечивается только в том случае, если дело, которым занят, нужно не только самому, но в равной степени и обществу в целом.

Ещё нужно, чтобы оно обязательно было востребовано временем.

Тогда авторский труд принимает ту самую форму и наполняется тем самым содержанием, на которое каждый член общества обязательно откликается.

Владимир считает, что в жизни каждого человека есть люди, которые способны влиять на судьбу, определяя вектор её движения. Обычно, это те, кем восхищаются, кто стоит на недосягаемой высоте, до которой не дотянуться и обладающие общепризнанным авторитетом.

С восхищением и благодарностью судьбе за то, что в своё время с ним его свела Владимир вспоминал как после окончания университета познакомился и близко общался с живой легендой Черимом Кудаевым. Он сам, как и всё, что рассказывал - было живой историей Кабардино-Балкарии периода становления автономии, военного и послевоенного периода. Черим Кудаев, вспоминал Кудаев, обладал феноменальной памятью, помнил не только повестки съездов и пленумов партии, но и отдельные выступления, он имел острый аналитический ум, и его оценки стиля партийного руководства тех лет не имели полутонов.

Но, у него даже за самой острой критикой в отношении курса партии или каких-то конкретных личностей всегда стояла твердая вера в непогрешимость коммунистической идеи и преданность коммунистическим идеалам.

Именно благодаря этому человеку, у меня возник интерес к политике, которую в то время я считал самой высокой ступенью самореализации.

В его жизни такую роль сыграли три знаменитых человека - кабардинский прозаик, народный писатель Кабардино-Балкарии, преподаватель КБГУ Ахмедхан Налоев, легендарный комиссар объединённого партизанского отряда Кабардино-Балкарии Черим Кудаев  и первый Президент КБР Валерий Коков.

Знакомство с  Ахмедханом Налоевым, рассказывал Кудаев,  произошло в юношеские годы - он был  преподавателем  в КБГУ, где  он учился на отделении кабардинского языка и литературы.

«Своим жизненным опытом, вдумчивостью и умением анализировать явления и факты, Налоев мог сходу завоёвывать любую серьёзную аудиторию и уж тем более студенческую, в которой увлечённость не нужно пробуждать и извлекать из глубины души, она кипела на поверхности.  Молодёжь только и ждёт куда бы направить свои силы и живо откликается на призывы к высоким целям. Он настолько любил и знал эту жизнь, защищал эту жизнь на войне, образом жизни был образцом мужчины-горца, вел себя настолько независимо, что мгновенно становился кумиром для студентов всех поколений.

Все мы хотели быть как он, говорить, как он, заниматься его делом - изучать фольклор, национальные традиции, попробовать свои силы в писательском труде.

Но лично для меня он был образцом истинного горца - с красивым одухотворённым лицом, высокий и статный, очень мужественный, харизматичный, со свободолюбивым нравом, разговаривающий с любым представителем власти на равных, не способный заискивать, искать какую-то личную выгоду в той деятельности, которой занимался. Благодаря ему я глубоко проникся адыгскими традициями и обычаями. Именно он заронил во мне интерес к кабардинским пословицам и поговоркам, которые я всю жизнь собирал, накопив более 6 тысяч.

И именно работа по их систематизации и творческому осмыслению сделала мою жизнь после выхода на пенсию наполненной яркими красками и глубоким смыслом, благодаря которой я не знал пенсионной скуки,» - признавался Кудаев.

По его словам, нет ни одного мужчины, добившегося в жизни чего-то стоящего, чтобы за его спиной не стояла преданная и верная женщина, которая на протяжении всей жизни и при любых обстоятельствах как лучший друг всегда занимала его сторону, делая дом желанным местом, где всегда тебя ждут мир, покой, душевное тепло и понимание, где твои родные и друзья чувствуют себя членом семьи.

Он благодарен за это своей жене Екатерине (в девичестве Балкарова), с которой вместе они прожили 45 лет вплоть до её смерти от болезней   в 2022 году. 

По профессии она была врачом-терапевтом, работала заместителем главного врача Нальчикской поликлиники №4, после ухода на пенсию занимала должность заведующей отделением Нальчикской городской поликлиники №2 .

Терапевтом, говорит Владимир, она была по жизни в отношениях со всеми людьми - с детьми (их у нас двое - Эльдар, бизнесмен и младшая Залина, которая преподаёт «Государственное право» в государственном колледже в Самаре) родными, соседями, всем её окружением и даже случайными знакомыми.

Семейная жизнь, говорит Владимир, - обладает особым теплом и звонкой радостью, которую несут с собой внуки, их у меня пятеро. 

В свое время судьба с головой погрузила Кудаева в политическую борьбу, где он проявил незаурядный талант, смелость и безоглядную преданность делу, которому служил.

С 1989 по 1992 год Владимир Кудаев работал заведующим идеологическим отделом газеты «Кабардино- Балкарская правда». По его словам, тогда практически в каждом номере ежедневно шло по два-три наиострейших   резонансных материала на злобу дня. Тираж газеты достигал 78 тысяч.

В коллективе работали сильнейшие журналисты - Игорь Терехов, Милослав Битоков, Татьяна Симахова, Ирина Мезова, возглавлял газету Евгений Зайцев, ранее работавший в органе ЦК КПСС газете «Правда».

Это были годы острейшей политической борьбы между сторонниками будущего строя и советской власти. Республика почти полностью была политизирована и практически всё взрослое население имело своё представление какой должна быть новая жизнь.

В обществе бушевали штормовые страсти, связанные с идеей раздела Кабардино- Балкарии по национальному признаку. Все лучшие журналистские силы были брошены на идеологический фронт, в самое пекло противостояния сторонников сохранения единства республики и их противников, делающих всё, чтобы состоялся её раздел.

Каждая опубликованная в «КБП» репортёрская работа отражала все крайности этого противостояния, и они рассматривались населением через лупу.  В аналитических выступлениях, рассказывал Кудаев, которых тоже было великое множество, мы призывали   людей опомниться, не губить вековую дружбу между двумя братскими народами, воспетую народными поэтами.

Во избежание кровопролития публиковались выступления авторитетных учёных, видных общественных деятелей, преданных миру и единству республики.

Владимир признаётся, что несмотря на всё это беспокойство и сильные волнения он никогда в своей жизни не был так счастлив как тогда, во время работы в «Кабардино- Балкарской правде».

Он говорит, что дело даже не в том, что журналистика в тот период была влиятельной -  ни одна публикация не оставалась без внимания общественности и ответного резонанса.

Журналистов знали в лицо, их цитировали, приглашали на собрания, на все серьёзные форумы, митинги, демонстрации. Но главное, говорит Кудаев, мы тогда были творцами истории.

Тогда я открыл для себя непреложный закон, безусловно действующий в информационном поле, который могу сформулировать следующим образом -  слово, за которым стоит правда, и искренняя вера в то к чему призывают, многократно сильнее самых высоких слов, лишённых убеждённости в их справедливости. И власть авторитета, власть твоей убедительности, всегда выше любой иной власти.

Благодаря своей твёрдой и искренней вере в необходимость сохранения единства Кабардино-Балкарии победа на выборах Президента республики Валерия Кокова была неизбежной, так как во всех его выступлениях сквозила эта сила убеждённости, благодаря которой его слова шли прямиком в душу народа, говорит В. Кудаев.

Владимир находился в самой гуще судьбоносных событий, своими публикациями он способствовал нормализации политической ситуации.

Давая оценку эффективности работы СМИ в тот период, известный писатель и критик Хачим Kaуфов  в журнале «Литературная Кабардино- Балкария» отмечал, что  «статьи Владимира Кудаева не только способствовали, но и определяли судьбу мира и спокойствия на древней земле Кабардино-Балкарии».

О популярности журналиста Кудаева и его востребованности в обществе говорит и тот факт, что в 1990 году на альтернативной основе он был избран депутатом Нальчикского городского совета.

После избрания первого Президента республики Валерия Кокова, В. Кудаев был приглашен на работу в структуру власти и занял должность руководителя пресс-службы Президента и Правительства КБР одновременно являясь пресс-секретарём Президента КБР. 

«Цели и задачи новой структурной единицы исполнительной власти и регламент её взаимодействия с общественными институтами формировались, так сказать, прямо на марше», - рассказывал Кудаев.

Чтобы не упускать контроль над стремительно разворачивающимися событиями и шагать в ногу со временем нам приходилось постоянно быть в курсе всего происходящего и одновременно мгновенно вырабатывать тактику функционирования службы.

В то время не было никаких готовых методических рекомендаций, обучающих курсов с отработанными правилами взаимодействия пресс-служб с различными общественными и политическими партиями и движениями, всё делалось на ощупь и по большей части интуитивно.

Основным ориентиром для выработки линии поведения службы была воля самого Президента Валерия Кокова, который делал ставку на открытость, доступность и близость к народу. Многие помнят его ежемесячные пресс-конференции, по результатам которых население прямо из первых рук получало всю необходимую информацию.

Эта стратегическая политика взаимодействия новой структуры оказалась эффективной и способствующей стабилизации в обществе. Все желающие высказаться, задать президенту вопросы по всему спектру хозяйственных и политико-экономических проблем такую возможность неизменно получали. При этом, замечает В. Кудаев, то что именовалось службой, на самом деле состояло всего из двух человек - руководителя и его помощника, но, тем не менее, мы вполне справлялись со своими функциями: налаживали контакты со всеми СМИ (в том числе и с оппозиционными), делали репортажи с каждой встречи президента, готовили сообщения с заседаний правительства, а также занимались организацией пресс-конференций.

Эти обязанности   Владимир исполнял на протяжении всего периода правления Валерия Кокова. Кудаев отмечает, что Валерий Коков в корне изменил его представление о том каким должен быть глава республики.

К простым людям, кто обращался к нему с различными просьбами, он проявлял самое искреннее участие и неизменное уважение. Когда они заходили к нему в кабинет, он вставал и шёл к ним навстречу, всегда всех провожал до порога. До мелких деталей помнил о своих обещаниях и всегда держал своё слово.

Полное отсутствие спеси, чванливости, чувства собственного превосходства в общении с подчинёнными и всем его окружением - в этом была сила духа этого человека.

Уважение, сердечность, сочувствие и простота в общении с людьми - в этом была широта души Валерия Кокова. Это было то наследство, которое он получил от своих родителей.

Убеждён, что именно эти качества личности Валерия Кокова вкупе с его умением анализировать, делать выводы и видеть перспективу, обеспечивали ему поддержку подавляющего большинства народонаселения Кабардино- Балкарии, говорит В. Кудаев.

После руководства пресс- службой Кудаев занимал и другие немаловажные должности. Был заместителем министра печати и информации, советником второго Президента КБР, директором Республиканского полиграфкомбината. С должности помощника Председателя Правительства КБР Владимир Кудаев ушел на заслуженный отдых.

 В 1999 году он защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата исторических наук, в которой исследовал вопросы, связанные с демократизацией общества в постсоветский период. Позже его монография, дополненная осмыслением опыта работы в органах власти, получила высокую оценку – он стал Лауреатом Государственной премии КБР в области науки и техники в 2002 году.

Есть и другие оценки его заслуг - он Заслуженный журналист республики, награждён Почётными Грамотами Совета Федерации Российской Федерации, Парламента и Правительства КБР, многих общественных и правительственных организаций.

Он член Союза писателей и Союза журналистов России.

На пенсии Кудаев занимался общественной работой.

Он много лет был членом Избирательной комиссии КБР с правом решающего голоса и одновременно председателем комиссии по культуре и средствам массовой информации Общественной палаты КБР. Никогда не прекращал и свою творческую деятельность.

Всегда живо и заинтересованно откликается на все общественно значимые события в жизни республики, ведёт собственные блог.

Его оценки текущего момента всегда точны и важны в той степени, что именно текущий момент наиболее трудно определить и увидеть в нём некие закономерности, способные развиться как в позитивном направлении, так и напротив, в негативном.

Не так давно увидела свет его книга «Адыгские традиции и современность».

Не успев выйти, она стала востребованной. Её оценки в прессе и авторами в социальных сетях свидетельствуют о том, что проект удался, книга оказалась нужной всем, особенно молодёжи. Автор утверждает, что в наши дни мало найдётся людей, кто не знает, что такое Хабзэ.

Это знание сохранилось не только благодаря устному народному творчеству и способности адыгов бережно передавать его из поколения в поколение, сохраняя свой неписаный свод законов (пока не было письменности), но и ценить каждое положение этих правил.

Древние обычаи, традиции и обряды адыгов можно изучить по книгам и публикациям зарубежных и российских путешественников, посещавших Кавказ в разное время, эта информация имеется и в трудах адыгских просветителей.

Законы Хабзэ хорошо изучены и подробно описаны в книгах многих адыгов, включая тех, кто проживает за рубежом, но самый весомый вклад в изучение и формирование целостной картины о Хабзэ внесли адыгские учёные Сараби Мафедзев  и Барасби Бгажноков.

Объясняя причины, побудившие взяться за данный труд, автор пишет: изучая имеющуюся литературу по обычаям, традициям и обрядам, мы с удивлением обнаружили, что вся она посвящена тому каким они были в прошлом и далёком прошлом, но абсолютно нигде не рассказано, какими они должны быть в настоящее время.

Нации нужно иметь чётко продуманный план сохранения этих духовных ценностей.

Не претендуя на научность и какие-либо открытия, автор решил, по мере возможности, закрыть имеющуюся брешь и изложить в данной книге адыгские обычаи, традиции и обряды в том виде, в каком они дошли до наших дней и написать о том, каким образом они должны исполняться сегодня. Одна из глав его книги так и называется «43 способа проявить уважение родителям». И он по порядку их перечисляет: в их присутствии отложите в сторону свой телефон; делитесь с ними только хорошими новостями; не тащите с собой из прошлого плохие воспоминания, если они повторяются, слушайте так, как будто слышите впервые; не критикуйте их мнение; не перебивайте, когда они говорят; избегайте выглядеть уставшими или заскучавшими в их присутствии; если вы далеко от родителей, не жалейте нескольких минут в день, чтобы пожелать им доброго утра и спокойной ночи; если они рядом обнимайте их чаще, просто возьмите за руки и погладьте их. Нужно потакать капризам пожилых людей, сыновья отцов уважительно обнимают, а мать обнимают и целуют, от этих ласк родители получают силы…»

Автор, по сути, ненавязчиво учит читателей любить, но даже если в их сердцах нет такой любви, почтения и преклонения перед теми, кто дал жизнь, следуя предписанным 43 способам проявления уважения родителям современный потомок адыгов хотя бы формально останется в рамках общенационального нравственно-этического закона. 

Точно также по пунктам автор книги «Адыгские традиции и современность» расписал более полусотни принципов взаимоотношения со старшими: при встрече со старшими первыми приветственное слово должен сказать младший; младшему не разрешается первым протягивать руку для рукопожатия, это делает старший, если сочтёт нужным; про старшего не говорят, что он является братом. На такой вопрос младший должен ответить «Я его брат»; старшего не окликают, если он идёт, и только поравнявшись, задают свой вопрос.  У адыгов не принято прилюдно поправлять старших, даже если они допустили какую-то неточность или ошиблись. При старших и при женщинах настоящий адыг должен стоически переносить любую боль и никогда не показывать свою слабость; не принято громко жаловаться и причитать.

После каждого приведённого автором нравоучения, он приводит высказывания тех, кто смотрел на этот народ и его обычаи глазами гостей- путешественников, наблюдателей со стороны.

Кудаев приводит слова немецкого учёного 19 века К. Коха, который говорил: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, а они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов старики пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину подвергается не только всеобщему призрению, но его поступок осуждается народным собранием, и он несёт за это кару в зависимости от величины проступка».

Владимир Кудаев приводит и наблюдение офицера русской армии Ф. Торнау, два года находившегося в плену кабардинцев, который писал: «Лета ставятся у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы.

Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключён из этого правила».

Говоря о необходимости возврата к требованиям Хабзэ, Кудаев отмечает приметы нынешнего времени, где обычаи или полностью забыты, или вытеснены прагматичностью и нехваткой времени на церемонии, или же до неузнаваемости искажены.

И автор не просто обеспокоен этим положением дел, он в предельно краткой и сжатой форме, как того требует день сегодняшний, по пунктам расписывает, как всё это привести в норму и вернуть в строгие каноны «Адыгэ Хабзэ».

Он говорит, что для этого нужно просто быть вежливым, тактичным, предупредительным, терпимым, доброжелательным и советует следить за интонацией, уметь слушать собеседника, а также ценить время слушателей. 

В аннотации к изданию сказано, что книга рассчитана на широкий круг читателей, преподавателей вузов, средних специальных учебных заведений, учителей школ и гимназий, студентов и учащихся, активистов адыгских общественных организаций – всех тех, кто интересуется богатой и самобытной культурой адыгов.

Но каждый её прочитавший ясно понимает, что она предназначена всему кабардинскому народу и каждому отдельному его представителю, желающему оставаться и быть адыгом. После из-под его пера вышли и другие уникальные труды. Так, он является автором книги «Адыгские пословицы и меткие выражения», в котором содержатся свыше 6 тысяч пословиц и поговорок. Все они переведены на русский язык, а наиболее сложным для понимания пословицам даны исчерпывающие пояснения. В 2022 году свет увидели издания: «Хъыбар зи1э псалъэжьхэр» (также с переводом на русский язык», «Образ жизни адыга». В настоящее время в типографии находится еще один монументальный труд – книга о прославленных женщинах Малой Кабарды.

Без того, чтобы самому не осознать всей важности этнического самосохранения в его наивысшей адыгской форме, такие труды не пишутся, и идея не находит оптимальной формы выражения для своего воплощения в реальность без того, чтобы не прорасти из авторской души.

Своими достижениями и самой жизнью, готовностью помочь любому, кто в этом нуждается, Владимир Кудаев доказал, что он стал достойным учеником всех тех, кого считал учителями и вершителями своей судьбы, предопределившими его жизненный путь и на своём примере показавшими как по нему идти.

 

Зинаида Мальбахова

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему