Жизнь как образец для подражания

Владимир Сохов из тех людей, которые не нуждаются в дополнительной рекламе, – море добрых и полезных для общества, для государства дел характеризуют его с самой лучшей стороны. Всю жизнь он проработал в высших эшелонах власти республики, два созыва был депутатом Государственной Думы РФ и оставил заметный след в истории Кабардино-Балкарии. Надо сказать, что за годы своей деятельности на государственных должностях Владимир Казбулатович сумел стать признанным авторитетом в области экономики, финансов, а также в сфере строительства и государственного управления.
Его деятельность начиналась в обычном строительном управлении в качестве прораба. После службы в армии работал инженером, старшим инженером завода железобетонных изделий №1 треста «Каббалкпромстрой». Дальше в его биографии постоянный карьерный рост, работа в партийных, других различных управленческих структурах. Но работа на рядовых инженерных должностях всегда служила для него мерилом правильного отношения как к человеку труда, так и к первичной структуре производства, постоянно соизмеряя свои действия и поступки с тем, как это может быть воспринято и отрази-тся на рядовых согражданах. Где бы он ни работал, какие бы должности ни занимал, строительный комплекс республики и связанное с ним развитие всегда были в центре его внимания и забот.
В 1981 году В. Сохов возглавил Государственный комитет КБАССР по делам строительства и архитектуры. Здесь он проработал год с небольшим, но, как и период работы заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства республики, это стало жизненной школой хозяйствования, временем его становления как крупного руководителя и организатора. При его активном участии осуществлялись проектирование и строительство важнейших объектов системы водоснабжения, канализации, электро- и газоснабжения, электротранспорта, дорожного хозяйства республики.
Впервые я встретился с В. Соховым, будучи сотрудником газеты, а он – председателем Нальчикского горисполкома, молодым, но уже маститым руководителем высокого масштаба. Но при этом был скромен, довольно долго жил в обыкновенной «хрущёвке». Занимая высокие должности, он не считал возможным улучшать свои жилищные условия, когда кругом столько нуждающихся семей. Возвращаясь к периоду его работы председателем Нальчикского горисполкома, следует заметить, что именно на это время пришлись интенсивная застройка и благоустройство магистральных улиц и главных площадей столицы республики, велось широкомасштабное переселение из бараков, ветхих и аварийных строений. Тогда же значительно расширилась материально-техническая база образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы города.
Объёмы жилищного строительства в то время в Нальчике составляли 400 тысяч квадратных метров, и это без учёта частного жилья. Таких объёмов не было ни до Сохова, ни после него. Строились Дворец пионеров, Дом печати, киноконцертный зал, телецентр, шли завершение строительства городских очистных сооружений, реконструкция второй школы, и все эти объекты нуждались во внимании городского головы. У Сохова часто переплетались день и ночь, он не умел и не желал что-либо делать некачественно, того же требовал и от подчинённых.
Нельзя упускать и такой момент: заняв высокую должность председателя исполкома столицы, он автоматически попал в число крупных политических деятелей республики. Это означало не только пристальное внимание к его персоне со стороны партийных органов. Отныне ему предстояло постоянно находиться в поле зрения народа, а это уже значительно тяжелее.
Затем была работа в качестве заместителя Председателя Совета Министров, председателя Госплана КБАССР. Скорее всего, сказалось, что В. Сохов в то время являлся председателем планово-бюджетной комиссии Верховного Совета КБАССР, и его компетентность в экономике и финансах была заметна. А значит, не пришлось бы терять время, чтобы вникнуть в суть дела.
Позже его избрали секретарём, затем вторым секретарём Кабардино-Балкарского рескома КПСС. Он находился на этой должности, когда рушился СССР, и мы все в одночасье оказались в другой общественно-политической формации. К кадрам советской системы относились с опаской, но громадный опыт работы во властных структурах, высочайшая компетентность позволили Владимиру Казбулатовичу занять должность первого заместителя председателя в правительстве первого Президента республики Валерия Кокова.
Сказать, что это было сложное во всех отношениях время, – значит не сказать ровным счётом ничего. В стране господствовали кризис власти, экономический и политический кризисы, нарушились все вертикальные и горизонтальные связи. Новая федеральная власть была занята исключительно только собой, и до регионов ей не было никакого дела, да и финансово-экономические ресурсы в стране отсутствовали. Предприятия остановились, нарастала безработица. В стране, за исключением Москвы, отсутствовали деньги, был период, когда во взаимоотношениях господствовал бартер. Общей для всех бедой было то, что в стране наблюдался невиданный до этого разгул криминала. Всех проблем и не перечислить, но обязательно следует отметить, что на все эти общероссийские неурядицы накладывались наши собственные.
Возросшее национальное самосознание масс привело национальные движения к идее разделения республики по национальному признаку, и это в числе остального стало отличным поводом для откровенного недоверия органов федеральной власти к республике. Курировать в сложившихся условиях республиканские структуры, занимающиеся экономикой и финансами, надо полагать, даже в высоком статусе первого заместителя председателя Кабинета Министров КБАССР было незавидной участью. Однако Сохов не был бы Соховым, если бы спасовал перед трудностями. И, забегая вперёд, замечу: с порученным делом он справился как нельзя лучше.
Сначала определили главные направления деятельности: в первую очередь вписаться в общероссийскую систему власти, доказать свою лояльность и обязательно добиться дотаций из центра. Выполнением этих задач в то время занимались почти все должностные лица республики во главе с Президентом, но основная тяжесть всё же ложилась на Владимира Казбулатовича, который лучше остальных ориентировался в вопросах бюджетной политики, да и многих сотрудников вышестоящих органов знал лично по работе в Госплане. Немаловажную роль играло здесь и личное обаяние нашего земляка: высокий, симпатичный и улыбчивый кавказец, умеющий и удачно пошутить, когда надо, и аргументированно доказать свою правоту, – в случае необходимости использовался весь арсенал влияния. Если коротко, группе руководителей финансово-экономического блока правительства республики во главе с Владимиром Соховым удалось наладить прочные и эффективные связи с коллегами из федерального центра, и это оказало труднооценимую помощь родной республике в плане её дальнейшего развития.
Параллельно работа финансово-экономического блока Правительства КБР выстраивалась таким образом, чтобы органы власти республики, включая и муниципалитеты, могли выполнить свои обязательства, особенно в части выплат заработной платы бюджетникам и работникам бюджетозависимых учреждений, а также поддержки малоимущей части населения. Задача эта была очень трудная, зачастую применялись не совсем стандартные меры. Например, однажды решено было учредить внутриреспубликанские облигации и казначейские обязательства. В труднейший период, когда в стране отсутствовали деньги, их введение оказалось грамотным выходом из сложившейся ситуации. Ими можно было платить налоги, осуществлять внебюджетные платежи и т.д. Инициатором всего этого был Минфин республики, но, конечно же, всё делалось при поддержке куратора Сохова.
Таким образом, практический опыт и теоретические знания позволяли Владимиру Казбулатовичу в кризисных условиях перехода из одной общественно-политической формации в другую находить и предлагать решения по самым сложным проблемам социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и поддержанию нормального уровня жизни людей. Поэтому не случайно ему было поручено возглавить коллегиальные органы по разработке программы по осуществлению экономических реформ, структурной перестройки народного хозяйства на 1992-1995 годы, а также отраслевых программ по созданию собственной электроэнергетической базы, развитию нефтяной промышленности, возрождению и развитию курорта Нальчик, международного центра туризма и альпинизма в Приэльбрусье и других. В. Сохов приложил максимум усилий для отработки механизма их реализации. Он первым пошёл по пути придания этим программам статуса документов федеральной значимости, чтобы они финансировались из федерального бюджета и других источников.
С этого началось, затем наши экономисты пошли дальше: решено было разработать и добиться выхода указов Президента России «О государственной поддержке социально-экономического развития КБР», «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития». Издание этих указов предопределило развитие нашей республики на многие годы вперёд и прекратилось лишь после того как в стране начали принимать федеральные целевые программы, позволило нам, практически не имеющим какого-либо серьёзного экономического потенциала, не отстать в своём развитии от остальных регионов. Деятельность Владимира Сохова никогда не ограничивалась только должностными обязанностями. При всей загруженности он занимался общественной работой. Напомню, в 90-е годы, когда общество будоражила мысль разделения республики по национальному признаку, Сохов, одарённый талантом логично выстраивать мысли, часто выступал в трудовых коллективах и на телевидении, поясняя пагубность этой идеи и рассказывая о перспективах экономического роста Кабардино-Балкарии.
В свете его личного вклада в экономическое развитие республики кажется вполне логичным избрание Владимира Казбулатовича депутатом Государственной Думы России в 1995 году. Он был избран два созыва подряд. По всем параметрам – уму, облику, знаниям и авторитету – он достоин представлять нашу благословенную республику. Он был членом комитета Госдумы по бюджету и налогам и почти все годы являлся членом постоянной трёхсторонней комиссии Правительства РФ, Совета Федерации и Госдумы РФ. И никто не сможет его упрекнуть в некомпетентности, в бездеятельности. Наоборот, он в вопросах экономики и финансов назубок знал практически все положения бюджета страны, основные поправки, вносимые партиями и регионами, имел собственную точку зрения на те или иные изменения.
Коллеги по комитету были высокого мнения о Сохове. Когда Владимир Казбулатович баллотировался в Госдуму РФ во второй раз, бывший председатель комитета, а сейчас заместитель председателя Госдумы РФ Жуков, бывший лидер фракции НДР Рыжков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин отозвались о нем как о высоком профессионале, одном из самых авторитетных и ответственных депутатов, отмечая его сильные стороны: убеждённость в своей правоте, доброжелательность, мудрость, огромный жизненный опыт, которые побуждают каждого внимательно прислушиваться к его мнению. Кстати, благодаря этому качеству Владимир Казбулатович часто добивался преференций для родной республики, и, смею заметить, ни один депутат не сделал столько, сколько сумел Сохов, который хотел помочь своей малой родине и знал, как это лучше сделать. Приведу один пример, характеризующий как его глобальность мышления, так и оригинальность подходов к решению задач. Под гарантию Правительства КБР в республику были привлечены крупные иностранные инвестиции, на которые построены «Минеральные воды Кабардино-Балкарии», кукурузо-калибровочный завод в Баксане, а также на части территории Нальчикского завода полупроводниковых приборов – фармацевтическое предприятие. Дефолт 1998 года сделал невозможным возврат долгов, и, нажимая на то, что «повесить» эти долги на дотационную Кабардино-Балкарию неразумно и даже преступно, Владимир Казбулатович сумел убедить членов комитета, а затем с их помощью и Министерство финансов РФ разрешить эмиссию акций тех предприятий и передать акции Минфину России. Так республика была спасена от неминуемого банкротства.
Кроме всего прочего, очень важной для нас представляется его деятельность по практическому воплощению в жизнь Указа Президента России и последовавшего за ним постановления федерального правительства о государственной поддержке социально-экономического развития КБР на 1995-2000 годы. В этом важнейшем деле он продолжал курировать усилия всех органов власти и должностных лиц Кабардино-Балкарии.
По истечении двух созывов В. Сохов вернулся в республику, избирался депутатом Парламента и ещё несколько лет эффективно трудился на благо родной Кабардино-Балкарии. Затем активно участвовал в становлении Общественной палаты республики.
Всю свою жизнь он посвятил служению людям и Отечеству. Имеет много наград, почётные звания. Республика четырежды наградила его почётными грамотами, ему присвоено высокое звание заслуженного строителя КБР. Награждён почётными грамотами Правительства РФ и Госдумы РФ, является почётным работником дорожного хозяйства, Гидрометслужбы России. По представлению Госдумы РФ награждён орденом Почёта, является почётным гражданином Терека. За этими и многими другими знаками отличия стоят конкретные полезные дела. Владимир Казбулатович гордится, но не бравирует ими: он трудился на благо людей.

Владимир Кудаев

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему