НЕУТОМИМЫЙ СУФАДИН ДАДОВ

 

НЕУТОМИМЫЙ СУФАДИН ДАДОВ

 

Суфадин Абузерович Дадов, о котором здесь пойдет речь, человек в республике известный: три созыва подряд он был депутатом Парламента Кабардино-Балкарии. Этому предшествовал период серьезной практической работы в школах Терского района. Он всю жизнь очень энергичен и проводит большую общественную работу, умеет привлекать к своим проектам неравнодушных людей и специалистов.

Председатель Комитета Парламента КБР по образованию, науке и и делам молодежи, которая в разных ипостасях уже давно сотрудничает с Суфадином Абузеровичем  по профессиональным вопросам, высокого мнения о его многолетней деятельности, профессионализме и деловых качествах.

- Я считаю Суфадина Абузеровича патриотом системы образования, - говорит Нина Гузеровна. – Во всяком случае, я именно таким и представляю патриота своего дела: компетентным, беспокойным, энергичным. К обсуждению любой поправки в законодательство или другому мероприяти., он приходит безукоризненно подготовленным, имея собственную точку зрения. Причем его подходы зачастую отличаются неким здоровым консерватизмом, где обычно сконцентрированы весь его богатый педагогический и депутатский опыт, все то хорошее, что было накоплено в советской системе образования. Суфадин Абузерович – это всегда стабильность в подходах, это энергия, направленная на лучшее будущее следующих поколений. Побольше бы таких профессионалов!

Суфадина я знаю давно и добрые слова известного в республике парламентария и широко известного в Российской педагогике ученого подтверждают мое личное мнение о нем. Я от многих слышал, что хотели бы иметь такую энергию и целеустремленность, как у С.А. Дадова.

Конечно, и опыт, и признание пришли не сразу, но по его отношению к жизни и к учебе еще в школьные и студенческие годы, можно было распознать в нем человека неординарного, целеустремленного, честного по отношению к себе и окружающим. После окончания второго курса кабардино-русского отделения КБГУ он два года отслужил в рядах вооруженных сил СССР и, вернувшись в 1973 году на третьем курсе присоединился к нам. Долго к нему присматриваться нам не пришлось — это был совершенно открытый, доступный и предельно честный человек - в студенческой среде люди легко и быстро распознаются. Да и наслышаны мы были о нем от старшекурсников. По праву старшего по возрасту, он сразу же занял положение лидера и с тех пор является нашим бессменным тхамадой. Да и называем мы его с любовью и уважением соответствующим его фамилии прозвищем - «Дед».

Учился он хорошо, был из тех, кто покинул стены университета с надежными знаниями. Поэтому неудивительно, что по окончании КБГУ, он лишь два года проработал организатором внеклассной и внешколь­ной работы, заместителем директора по учебно-воспита­тельной работе Хамидиевской средней школы и пошел на повышение. Я работал тогда в Терском райкоме комсомола и, понятно, часто виделся со своим другом, знал о его делах. А он сразу показал, на что способен. День и ночь проводил в школе, организуя много­численные мероприятия.

Хамидие - довольно сложное село - со своими давно устоявшимися нравами, нормами поведения и жизни. Здесь, как и в любом таком селе, люди быстро узнают, что скрыто за дипломом о высшем образовании. И будь ты хоть семи пядей во лбу, ты не будешь уважаем, если в тебе нет того стержня, что определяет человеческую суть. Но Суфадин совсем скоро стал там своим – сельчанам понравилось в нем безукоризненное знание как своего предмета, так неукоснительное следование кабардинским обычаям и традициям, преданность своему делу, в котором он на первое место ставил вопросы воспитания школьников. Часто эти усилия выходили за пределы школьных обязанностей, и он проводил большую работу с сельской молодежью, часто довольно настойчиво объясняя им что такое хорошо, а что такое плохо. И, когда через два года он был назначен директором Ново-Хамидиевской школы, все хамидиевцы, особенно школь­ный коллектив, были очень огорчены.

Новое Хамидие не менее сложное село. Здесь живут представители более десятка национальностей и каждая со своими традициями, нравами. Здесь собрались чуть ли не отовсюду и общего у людей мало. Здесь тогда был пришкольный интернат для детей чабанов (хозяйство был племенным овцеводческим). Однако Суфадин Абузерович сумел себя поставить так, что главным, как и положено, в школе был он. Директор совхоза Мухамед Маремкулов, известный и авторитетный человек в республике, распознав в молодом руководителе хваткого, энергичного и неутомимого работ­ника, помогал ему во всех начинаниях. А их было много. Помню тысячи людей со всей округи, а также из Осетии и Ингушетии собрал фольклорный праздник, который ор­ганизовал Суфадин в 1978 году. Я слышал отзывы таких маститых ученых, как Сараби Мафедзев, Заур Налоев, Адам Гутов и других об этом празднике, как о величайшем ме­роприятии, имеющем огромное значение для воспитания достойного молодого поколения. Позже он проводил такой же праздник в Хамидии и материалы этих праздников и сейчас хранятся в краеведческом музее, архиве и научно- исследовательском институте, как нерушимый памятник о великолепном организаторе системы образования и доброт­ный материал для изучения. Кстати, они были обобщены и распространены в восемнадцати регионах страны.

Наряду с этим в школе всегда был идеальный порядок, всяческие комиссии постоянно отмечали высокий уровень подготовки учащихся, и это неоднократно подтверждалось результатами олимпиад. За короткий срок Суфадин сумел вывести школу на первое место в районе по всем показателям, а директора всегда приводили в пример на всех совещаниях и конференциях. В 1979 году школа была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР. Суфадин Абузерович стал известен и авторитетен в системе образования республики, с его мнением считались, его приводили в пример.

Десять лет он возглавлял эту школу. Затем его перевели директором в Хамидиевскую школу и история повтори­лась, когда самую неорганизованную и слабую школу за шесть с половиной лет он смог вывести в число лучших и по качеству знаний, и по оснащенности, и по дисциплине. Это были золотые годы возмужания и приобретения опыта руководящей работы. И он стал настоящим руководителем, лучшим в своей отрасли. Он стал отличником народного образования, отличником просвещения СССР. Он обрел огромный авторитет в районе, и этот авторитет сослужил хорошую службу Суфадину - в 1993 году инициативная группа общественных деятелей выдвинула его кандидатом в депутаты Парламента КБР. Власть не хотела, чтобы он стал депутатом. Она не хотела, чтобы рос его авторитет. Такова природа власти: ей не нужны конкуренты. А тем более, такие авторитеты, которые не имеют никакое отношения к существующим клановым группам. Тем не менее, несмотря на выставленную против него серьезную альтернативу и чинимые препятствия, он с большим пре­имуществом прошел в Парламент КБР. И так было все три раза, когда он баллотировался в республиканское законодательное собрание. И что характерно, Суфадин Абузерович всегда выходил победителем из этих противостояний. Побеждал на этих выборах не имея за спиной ни материального благосостояния, ни властных рычагов.

Немногие таким могут похвастать. В чем секрет таких побед и, я бы сказал, достижений? Во-первых, он обладает безусловным и непререкаемым авторитетом среди абсолютного большинства простых жителей родного района. Это – благодаря ежедневной заботе о благе своих земляков. Суфадин Абузерович, в общем-то, человек немногословный, но можете быть абсолютно уверенным: если он обещал, точно исполнит. В Терском районе это хорошо знают, так как на слуху многочисленные конкретные примеры помощи своим согражданам.

Во-вторых, С.А. Дадов хорошо разбирается в тех делах, которыми ему приходилось заниматься, поэтому он хорошо делал свою работу. Скажу, лишь, что Суфадин Дадов в корне отличается от отдельных избранников народа, которые заимели мандат для прикры­тия собственных дел, для более эффективного лоббирова­ния собственных интересов. Суфадин - это работник все двадцать четыре часа в сутки. Даже когда не на работе, он всегда думал, размышлял о делах парламентских, размышлял о них, втягивая в такой разговор любого, учитывая их мнения в своей работе. Ему приходилось перелопачивать сотни ки­лограммов литературы, но он это делал с единственной целью - чтобы внести в Парламент добротный, хорошо проработанный и учитывающий все нюансы документ. И такими получились законы КБР «Об образовании», «О языках» и многие другие, в подготовке которых при­нимал участие С. А. Дадов. Об этом говорят и руководство Парламента, и его коллеги. Именно так о нем отозвался Председатель Общественной палаты КБР Хазретали Бердов, который в одно время работал с Суфадином Дадовым в Парламенте КБР, а в последние годы бок о бок сотрудничают в Общественной палате республики.

Он никогда не ограничивал свои обязанности законотворчеством. Вообще, наш Парламент специфический в том плане, что почти нигде в России законодательный орган не занимается устрой­ством личных дел избирателей. Да и в нашем Парламенте не так уж много таких депутатов. Суфадин Абузерович из тех, которые тесными узами связан с жителями района. Для него выезд каждую пятницу в свой избира­тельный округ в Терский район, встречи с избирателями, практическое решение их проблем, не затягивая, - был таким же законом жизни, как нужно каждый день есть, пить. Поступление в учебные заведения детей и внуков избирателей, обеспечение лекарствами, направление в лечебные учреждения - мало ли их у людей - все это касалось поистине на­родного депутата С. А. Дадова, и занимался он ими далеко не формально, не успокаиваясь до логического заверше­ния дела. Не у всякого хватит терпения выдержать такой напор, а для него все это - правило. Поэтому избиратели тянулись к нему, точно зная, что на Суфадина всегда можно положиться, и он оправдывает надежды. И хотя он уже давно не депутат, связи его с народом не прекращаются. Несмотря на солидный возраст, он не упускает возможность поздравить лично своих верных сподвижников с юбилеем или с успехами их детей, внуков. Он продолжает живо интересоваться жизнью района, своих избирателей, никогда не оставляет без внимания горести друзей и знакомых, как бы далеко они не жили – это тоже показатель его порядочности.

После выхода на пенсию Суфадин Абузерович не стал затворником. Он много пишет, издал великолепную книгу о прославленном кукурузоводе Хамите Дадове, помогает молодым людям в подготовке документов для участия в конкурсах на президентские гранты. Ряд лет работал в аппарате Общественной палаты КБР, а в последние годы возглавляет Комиссию Общественной палаты по образованию. Это период наполнен добросовестной работой для сближения интересов властных структур и общества. Он неформально и настойчиво занимается улучшением имиджа нашей системы образования, используя для этого свой богатый и поистине богатый педагогический и организаторский опыт.

Суфадин много читает, постоянно интересуется новыми веяниями в системе образования. Он всегда в курсе всех событий и в любой компании может обсуждать чуть ли не любую тему профессионально. Его квартира за­валена специальной литературой по педагогике и психоло­гии, он всегда ими пользуется, пополняя свои знания. Я присутствовал, когда Суфадин Абузерович во Владикавказе защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. Его тема - «Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования» - сконцентрировала все его знания и богатый жизненный педагогический и организаторский опыт настоящего филолога, учителя. Он блестяще осветил тему, ни секунды не задумываясь, ответил на все двадцать восемь заданных вопросов и покорил видавших виды маститых ученых - членов Совета.

Каких только слов не удостоился наш земляк. Все бо­лельщики были горды, будто к нам лично относятся эти похвалы. Как подчеркнул один из выступающих, за всю историю функционирования Совета такой содержательной работы им обсуждать не приходилось. Естественно, что диссертант не получил ни одного «черного» шара - знай наших!

Как истинный педагог и ответственный человек Су­фадин Абузерович воспитал прекрасных детей Залину, Залима и Алима. Залина стала великолепным педагогом, преподает в одном из вузов в Нальчике. Залим виртуоз по IT-технологиям, Алим известный врач, накопил богатый опыт в Москве и вернулся в родные пенаты. В этом больше заслуги, конечно же, супруги Суфадина - обаятельной Ларисы, которая хорошо понимает характер своего мужа и всегда выступает его надежной опорой, но сбрасывать со счетов пример всеми уважаемого отца, видимо, не стоит.

При всей своей занятости, Суфадин всегда находит время для друзей. Встречается с ними, поддерживает их и в радости, и в горе. Каждый год в первое воскресенье июля встречается наш курс. Как всегда, душой компании является Дед. И он авторитетен не только среди своих сокурсников, что само по себе естественно. Все, с кем ему приходится общаться, отзываются о нем возвышенно, в один голос подчеркивая его порядочность, благородный ум и природное обаяние.

Не могу здесь не поделиться еще одним, на мой взгляд, важным элементом нашей жизни. Дело в том, что еще на заре нашей студенческой жизни, как-то так получилось, нас с Суфадином начал особо выделять наш преподаватель, известный в республике педагог, ученый и писатель Ахмедхан Налоев. Это был всеми уважаемый в республике человек и нам с другом откровенно льстило его внимание, которое в сущности заключалась в его откровенных беседах с нами, ненавязчивых советах, отдельных поручениях, через которые, как мне кажется, он выявлял наши способности. По сути, он готовил нас ко взрослой жизни, но по методам, не предусмотренном государственными рекомендациями. Во время прогулок по парку и в результате его подсказок формировался наш характер, выстраивалась некая линия будущего поведения, черт характера. Рассказывать все это слишком длинно и утомительно, но хочу заметить, что мы всю жизнь соизмеряем свои действия с тем, как к этому мог отнестись наш наставник. Конечно, каждый из нас по-разному впитал в себя то влияния, но я вижу, насколько это влияние в лучшую сторону отразилось на Суфадине. На склоне лет он стал таким же солидным, вдумчивым человеком и образцом патриотизма, образцом для подражания. Он стал таким же востребованным, как и учитель. Он также помогает молодым людям твердо стать на ноги, как это делал наш наставник.

Нет нужды говорить, что все черты ха­рактера этого многогранного человека, все его дела описать невозможно. Единственное, что хочу особо подчеркнуть: жизнь каждого человека - это всегда роман, снятый или не снятый фильм. У одного - это вечная мелодрама, у другого - боевик, у третьего - мыльная опера. Жизненный путь Суфадина Дадова таков, что не каждый талантливый режиссер сможет поймать самый интересный его миг. Но мне кажется, что промежуточный итог к его семидесятилетию таков: он счастлив, так как смог совершить много добрых и полезных дел во благо людей, он создал прекрасную семью и вырастил достойных детей, и, наконец, он полон сил, энергии и оптимизма. Значит, мы еще не раз услышим эхо его добрых дел. Долголетья тебе, дорогой, и счастья!

 

Владимир Кудаев

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему