Жизнь во благо людей

Шел 1982-ой год. Не так давно партия на своем очередном пленуме принял документ, предусматривающий резкое развитие садоводства в стране, и наше телевидение заказало мне получасовую передачу на эту животрепещущую теперь тему.
Любое садоводство начинается с посадочного материала, поэтому я решил посвятить передачу делами и планам Баксанского плодопитомника, благо вся республика отлично знала, что баксанцы отменные садоводы, а о плодопитомнике почему-то мало писали и передавали.
Встретивший меня директор совхоза Бетал Ахов оказался высоким симпатичным мужчиной средних лет – косая сажень в плечах, он немного сутулился, как бы под тяжестью прошлых тяжелых лет, а может просто не хотел быть на целую голову выше окружающих. Светло-голубые глаза с прищуром внимательно изучали молодого корреспондента, явно критически оценивая его способности подготовить нормальную телепередачу. Мне говорили, что Бетал Данилович не очень любезен с журналистами и практически не дает интервью. Даже отговаривали брать съемочную группу, предлагая сначала познакомиться с директором, со специалистами, с хозяйством, но я, как и любой самоуверенный молодой человек, надеялся все устроить самым лучшим образом с первого раза.
Забегая вперед скажу, что с Беталом Даниловичем мы быстро сдружились, потом на протяжении многих лет вместе ели немало хлеба-соли. Несмотря на ощутимую разницу в возрасте, он всегда был со мной предупредительный и внимательный, позволял держать себя наравне с ним, знакомил меня со своими друзьями. Если я не приезжал к нему пару недель, он сам находил меня в Нальчике и с присущей ему мягкостью попрекал меня за невнимательность к старшим товарищам. В эти майские дни вот уже 30 лет, как он скончался и тяжесть этой потери все эти годы давят на меня, как и на любого нормального человека, который общался с ним накоротке.
Бетал Данилович был великий человек, и это отмечали все, с кем он имел дела. Совхоз, которым он руководил, был образцовым, несмотря на малоземелье. Идеальный порядок царил на улицах маленького поселка Псычох, который разрастался на глазах. Он тогда не был самостоятельным территориальным образованием, был частью города Баксан, но все настолько привыкли, что здесь все социальные вопросы решает Ахов, что никто и не пытался что-либо изменить. Люди были довольны, все имели рабочие места и неплохие заработки, дети ходили в выстроенные совхозом садик, школу, амбулаторию. Работники всегда чувствовали заботу руководства хозяйства. Бетал знал всех поименно, знал проблемы любой семьи и решал их. Состояние садов и посадочного материала было идеальное, деревья и саженцы были абсолютно здоровы.
Работник и руководитель из Бетала Даниловича получился отличный. Он был и депутатом Верховного Совета КБАССР, и членом бюро Баксанского райкома КПСС. Что это значит, в наше время знают только люди старшего поколения. Я лишь отмечу, что членство в Верховном Совете республики и в бюро райкома партии являлись высокой степенью доверия руководства республики, особенно при Т.К. Мальбахове. До этой степени доверия допускались исключительные люди, которые добрыми помыслами, полезными для общества делами и ощутимыми успехами доказали свое право быть избранными в эти высокие органы.
Он дорожил доверием людей и не за что не согласился бы подвести их. Таким был его отец Данил, который дружил с Беталом Калмыковым и не отвернулся от него в его тяжелые времена. Честными, добросовестными были его близкие родственники, известные в республике люди Фаина Арсаева, Николай и Анурби Шогеновы, которых он сильно уважал и советовался по жизненно важным вопросам.
Бетал Данилович как раз был из тех, кто не раз доказывал свою востребованность. Отслужив положенные три года в армии, он вернулся в родное село Второй Кызбурун и сразу же начал работать шофером в здешнем колхозе «Красная Кабарда». Трудился он добросовестно, никогда не считался ни с трудностями, ни с личным временем, поэтому был на хорошем счету. И когда освободилось место заведующего колхозным гаражом, в руководстве колхоза двух мнений не было – только Бетал Ахов.
За семь лет работы завгаром, Бетал сумел наладить четкую работу колхозного транспорта, укрепить материальную базу гаража. Непонаслышке зная существующие в гараже проблемы, он настойчиво добивался их решения. Шофера, как известно, сложный народ, но Бетал хорошо знал характер каждого члена коллектива и довольно легко находил с ними общий язык.
В 1970 году его выдвинули на еще более ответственную работу - в родном селе он начал работать бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Именно здесь наиболее полно раскрылся его талант организатора. Он дневал и чуть ли не ночевал в поле, обеспечивая ритмичную и эффективную работу всех звеньев, применяя самые передовые формы в растениеводстве. Буквально на следующий год его механизаторы добились небывалых урожаев кукурузы. Первый секретарь обкома партии Т.К. Мальбахов, который «неровно дышал» на всех, кто выращивал высокие урожаи кукурузы, лично приехал на полевой стан Б. Ахова, чтобы познакомиться с бригадиром и выразить свою благодарность за добросовестный труд.
Высокому гостью понравились скромность и немногословность полевода. Говорят, он предложил бригадиру на выбор любой вид поощрения: правительственная награда, квоту на приобретение легковой машины или премия. А Бетал сказал, что лично ему ничего не нужно и попросил помочь увеличить объемы отпускаемых колхозу удобрений. Тимборе Кубатиевичу такое не могло, конечно, не понравиться, и он уже больше не терял его из виду. Бывший первый секретарь Баксанского райкома партии Аслан Блиев потом рассказывал, что идея назначения Б.Д. Ахова директором совхоза «Баксанский плодопитомник» всецело принадлежала Мальбахову. И Бетал Данилович оправдал его надежды, подняв на небывалый уровень статус хозяйства. Сам же Бетал Данилович рассказывал, что та встреча на всю жизнь запала ему в душу, и что бы он ни делал, какие бы управленческие решения не принимал, рассматривал их через призму того, как Тимбора Кубатиевич воспринял бы их, если бы узнал о них. Это был сильный стимул, который всю оставшуюся жизнь ориентировал Б. Ахова на праведные дела. Самой сильной стороной нормального человека он считал наличие высокой ответственности – перед людьми, партией, семьей, коллегами.
Однако, вряд ли сейчас кому-либо интересны экономические показатели совхоза 30-40-летней давности, как и методы руководства в те годы, поэтому, сегодня я хотел бы больше рассказать о деловых и личностных качествах Бетала Даниловича. Они, эти качества, когда они хорошие, незыблемы и сегодня могут сгодиться руководителю любого ранга.
В первую очередь Б.Д. Ахова отличала порядочность. Он всегда старался держать свое слово. Окружающие знали: если Бетал что-либо обещал, можно быть уверенным – он его выполнит. Своих подчиненных зря не ругал, всегда был к ним внимателен, вникал в их проблемы и помогал их решать. Единственное, что могло его вывести из себя – это обман и воровство.
Бетал Данилович был добрейшей души. И не за общественный счет, как это обычно бывало. Радости людей в родном селе Исламей или в Псычох он обязательно поддерживал в какой-нибудь форме. Если сам не может присутствовать, супруга Лена пойдет и не с пустыми руками. Люди и по сей день помнят, как он немногословно, но очень душевно мог поддержать попавших в беду своих работников, в том числе и материально. В те годы, кто помнит, руководители не очень-то «заморачивались» хождением в народ, наоборот, всегда чувствовалось расстояние между начальством и народом.
До избрания членом бюро райкома партии Бетал Ахов особо не общался с руководителями. Скромный, малоразговорчивый если речь не шла о его кровных обязанностях, он и не любил «светиться» во властных структурах, и на партхозактивах, пленумах и сессиях держался скромно. Однако, обязанности депутата высшего законодательного органа республики и члена бюро райкома партии очень ответственные. Волей-неволей пришлось принять новые вызовы времени, подтянуться политически, когда надо и высказываться по обсуждаемым темам. Его реплики и замечания были по-крестьянски основательно продуманы, идеи были прочувствованны, так как базировались на богатом жизненном опыте, были много раз «прокручены» в голове. Такая обстоятельность и взвешанность в подходах к решению возникающих проблем всегда ценится. Так и Б. Ахов понемногу обрел мощный авторитет в органах власти, к его мнению прислушивались. Особенно это касалось вопросов сельского хозяйства.
Пристальное внимание Бетал Данилович уделял молодым кадрам, смело продвигал, отслеживал их дела. Это касается не только его совхоза. Например, бывшего секретаря парткома колхоза «Красная Кабарда» Кадира Сабанова он порекомендовал во вторые секретари райкома партии и ему ни разу не пришлось за него краснеть, настолько добросовестно, прилежно тот исполнял свои обязанности. Был и другой случай. В Баксанский район прислали прокурором Руслана Абазова, позже он работал заместителем, а затем и прокурором республики. Руслан Исмелович сам мне рассказывал, что будучи молодым, он не чувствовал необходимости учитывать некоторые местные особенности, не считал важным оказывать должное уважение старшим. Б. Ахов обратил на это внимание, начал подолгу беседовать с молодым прокурором, внушать ему непреложные правила поведения в районе с национальным укладом. Убедил его, что следование национальным традициям никак не мешает качественному исполнению обязанностей прокурора. Р. Абазов считал себя учеником Бетала Даниловича и всю жизнь с вожделением вспоминал его мягкие и добросердечные наставления. Да я и сам часто вспоминаю его ненавязчивые советы, полные забот о моем правильном мировосприятии.
Будучи в Нальчике Бетал всегда встречался со своим односельчанином, в то время руководителем «Каббалктурист» Нухом Безировым. По их приглашению к ним почти всегда присоединялся и я. Они дружили еще с молодых лет, когда Нух был директором школы во Втором Кызбуруне, а Бетал бригадиром. Тем не менее, восторгов и воспоминаний о молодых годах на этих встречах было меньше всего, все больше говорили о делах в республике, о тех или иных решениях властных структур со своими выводами и оценками. Они как бы сверяли свои мысли и оценки. Кстати, почти всегда их мышление совпадало. Те встречи и разговоры были для меня настоящими университетами. Я до сих пор поражаюсь неординарному уму этих двух людей, их умению дать точную характеристику людям, фактам и событиям.
Бетал ушел из жизни рано – чуть больше полвека он прожил. До обидного рано, если учесть, сколько пользы он мог принести людям. Радует, что его не забывают, часто цитируют бывшие коллеги, друзья, односельчане. Доброй памятью о нем стал его младший сын Аслан, который ряд лет работает главой администрации родного села. Люди говорят, что он вобрал в себя лучшие черты Бетала и Лены. Значит, жизнь продолжается. Жизнь во благо людей.

Апрель 2021г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему