ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА

            Недавно был в Верховном суде Кабардино-Балкарии – нет, не в качестве подсудимого, а болельщика. Судья опоздал на сорок минут, но как-то забыл извиниться, что зря потратил время стольких людей. Бывает, ничего не случилось, если не считать, что тот, из-за кого он опоздал на назначенный судебный процесс, до того сильно «накрутил» его, что прямо с ходу накинулся на меня. Я тоже виноват: вслух засомневался, что микрофон у его чести включен – сидящим в зале ничего не было слышно. Мне много раз приходилось видеть как на различных серьезных мероприятиях, в том числе и в органах власти, спикеры забывали включать микрофоны. В этих случаях кто-то из присутствующих обычно напоминает об этом, и выступающий с благодарностью включает микрофон.

            Кто же знал, что в нашем Верховном суде, самом справедливом суде, все по-иному. Явно кем-то расстроенный судья ту же накинулся на меня:

            - Да кто вы такой! (Это единственный раз, когда я четко различил его речь – он говорил нормально) Я не собираюсь под вас подстраиваться! Если вы плохо слышите, купите себе слуховой аппарат!

            За свою длинную жизнь я, конечно же, видел многих хамовитых, невоспитанных людей, но никак не предполагал встретить в Верховном суде республики такое неуважение к представителю старшего поколения, такую явно необоснованную агрессию по отношению к человеку, который обладает всеми существующими правами. Во всем мире сегодня внимательно относятся к тем, кто волею судьбы оказался инвалидом, и только в нашем Верховном суде «не собираются подстраиваться под них» и ничуть не сомневаясь в собственной правоте, предлагают самим решить свои проблемы, купив слуховой аппарат. Между тем, дел там на секунду – дать технику указание разобраться. Я был очень огорчен, но ясно понимал, что если сейчас сделаю ему замечание, то он еще больше рассвирепеет, и это отразится на благополучии подсудимого, ради кого мы и пришли сюда, поэтому, чтобы не заострять, я просто сказал, что я обычный гражданин России.

            Конечно, я мог бы сказать ему, что я журналист и в свое время часто выступал с острыми критическими публикациями, поднимал животрепещущие проблемы, за что, наверное, мне присвоено звание Заслуженный журналист КБР. Занимаюсь общественной работой, в том числе являюсь председателем Комиссии по культуре и СМИ Общественной палаты КБР. Я и сейчас продолжаю писать статьи, книги. Надеюсь, что многолетняя деятельность на этом поприще чуточку изменили мир в лучшую сторону. Я мог бы сказать представителю Высокого суда, что в нашем с ним Кабардино-Балкарском обществе не принято так грубо разговаривать с представителями старшего поколения, тем более абсолютно безосновательно. С чувством глубокого огорчения я смотрел на присутствующих здесь очень уважаемых людей – олимпийских чемпионов, прославивших Россию далеко за пределами нашей страны, вписавших свои неповторимые страницы в летопись Кабардино-Балкарии. Я видел скорбь на лице одного крупного общественного деятеля, положившего свою судьбу на дело возрождения кабардинской породы лошадей, воевавшего во имя справедливости, да и сейчас борющегося за справедливость, и всеми фибрами свои души переживающего то, что сейчас творит судья. А, ведь, мы, на секундочку, находились в зале, где по определению не может быть несправедливости, даже в разговоре с обычными посетителями. Именно носителями высокой культуры речи и почитания людей я знал таких судей, как Нашудин Жамборов, Абу Шогенов, Илья Макоев, Борис Кумыков, Любовь Шапкина, Абдуллах Гиляхов, Борис Мальбахов и других. Мягкие, интеллигентные, исключительно грамотные юристы, прекрасные люди – они и сегодня в людской памяти.

            Будет плохо, если данная публикация будет расценена, как «наезд» на всех судей – нет, я далек от этого, но то что было недавно в одном из залов Верховного суда КБР должно стать сигналом для всего судейского сообщества республики, толчком, чтобы они вспомнили, что учреждены и функционируют для блага простых людей.

            Признаки того, что общество больное можно увидеть часто. Это и поведение людей на улицах, когда они матерятся, харкают не оглядываясь на общество, беззастенчиво лгут друг другу, пьянствуют беспробудно. Однако, самым ярким показателям отсутствия общей культуры остается то, что носители нашей культуры – интеллигенция прекращает считаться с общепризнанными правилами нашего бытия. И особенно перестает чтить старших, женщин и детей. Мы сильно приблизились к этой черте.

 

                                                                Владимир Кудаев

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему