ХИРУРГ ОТ БОГА


Хирург от бога
                             Или воспоминания о чудесном человеке
            Писать об общепризнанном изумительном хирурге Султанбеке Емузове, которого близкие звали его просто Султан – непросто. Даже довольно сложно из-за того, что это был незаурядный человек, изумительный хирург, отличный друг, товарищ и хороший семьянин. Главным пунктом его личной конституции всегда было искренняя любовь к человеку, забота о его здоровье и благополучии. Я давно хочу написать о Султане Хамурзовиче, но меня останавливала элементарная боязнь, что не смогу показать в полном объеме все егочеловеческие и профессиональные качества. Я не до конца преодолел эти опасения, но, тем не менее, взялся за перо. Полагаю, дополнить всегда легче.
            Конечно, Султана Хамурзовича я больше знал, не как врача, а как человека, потому что он и моя мать родились от родных братьев, родились и выросли в одном дворе. Любовь моей матери к двоюродному брату была безграничной. Она души не чаяла в ней, и нам, своим детям привила чувство любви и сильного уважения к нему, рассказывая, какой он хороший, добрый, учтивый, какой он хороший доктор. Позже, когда я учился в вузе я часто бывал у него дома, так как мама очень расстраивалась, если по приезду из Нальчика на выходные выяснялось, что у меня о нем, о его семье никаких известий нет. Я хорошо ее понимал: у нее никого не осталось из родных. Их отцов – Хамурзу и Кази сослали в Сибирь, как неблагонадежных людей и потенциальных врагов Советской власти, матерей тоже рано потеряли. Сестры Султана к тому времени уже уехали из села. В большом дворе остались только он и моя мать.

Я узнал об этом случайно. Однажды мы пришли домой к Султану. Свою первую сессию в университете я сдал на отлично и матери захотелось порадовать своего брата этим известием. Тот действительно очень обрадовался, похвалил меня. Хвалил так долго, что матери стало неудобно, сидела и ерзала в кресле. Думаю, она не знала, куда деть руки, что автоматически взяла с журнального столика лежавшее там кольцо и стала крутить его в руке, то надевая, то снимая с пальца.
- Нравится? – спросил Султан улыбаясь. Думаю, он понимал, что домохозяйке большой семьи с мизерными доходами и кучей детей не суждено иметь золотое кольцо.
- Красивое, - лаконично ответила мама.
- Я никогда не забуду, - сказал он сразу же посерьезнев и обращаясь к супруге Людмиле, что в свое время Хидамаз (так звали мою покойную мать) стала мне не только сестрой, но и матерью. Она и готовила, и стирала для меня, штопала мою одежду и, самое главное, объясняла, что такое хорошо, что такое плохо. Я раньше не говорил об этом не потому, что забыл все это. Нет, просто я очень бережно храню это в душе – не положено у нас разглагольствовать о своих чувствах. Это очень личное и важное для нас. Я хочу, чтобы ты сейчас же оделась, пошла вместе с Хидамаз в магазин и купила ей точно такое же кольцо.
В характере Султана Хамурзовича было сосредоточено много добродетели. Например, он был решительный человек. При всей мягкости характера, ни на работе, ни в семье никто не мог перечить Султану, когда он объявлял о своем решении. С домашними практически всегда был очень серьезен, в строгости воспитал своих детей. При этом все, кто знал его отмечают его искренность, доброту. Он всегда старался делать добро людям и за это его люди любили, были благодарны. Моя мама, например, до конца жизни очень бережно хранила это кольцо и всем с гордостью говорила от кого такой дорогой подарок. В нашем селе все знали Султана, редко кому не пришлось к нему обратиться с просьбами, и по-доброму завидовали моей матери, что у нее есть такой именитый брат. А в не очень частые его приезды поздороваться с ним сходилось практически все село.
Султан в такие моменты был весел, всегда находил, что сказать, со всеми шутил. Его остроумие отдельная тема для воспоминаний. Большинство его коллег по Республиканской клинической больнице, где он заведовал хирургическим отделением, в первую очередь вспоминают его неповторимый тонкий юмор, его веселый нрав. Думаю, юмор помогал ему снять напряжение, на которую обречен каждый практикующий хирург. В любом случае, для каждого человека, будь он сотрудник больницы или пациент, он находил слова поддержки или утешения.
Веселый нрав не мешал работе, которой он отдавал всего себя. Это был хирург от бога. Друживший с ним главный хирург республики в те годы Фахри Шогов, также известный, как талантливый хирург, говорил мне однажды:
- Султан может с первого взгляда поставить диагноз и очень редко бывает, чтобы он не подтверждался.
Сам Султан Хамурзович, сколько я помню, всегда работал над собой, выписывал и тщательно изучал все мыслимые медицинские журналы и критически относился ко всем медикам, кто пренебрегал необходимостью повышать уровень знаний. Так называемой врачебной ошибки у него не было за всю многолетнюю практику и очень расстраивался, когда неминуемая смерть наступала во время операции. Главной бедой наших людей он считал пренебрежение профилактикой заболеваний на ранних стадиях, возмущался, когда привозили предельно запущенных больных, и мечтал о том времени, когда общество созреет до такого уровня, что будет заниматься профилактикой своего здоровья. Сам он вел здоровый образ жизни, спиртное пил редко, насколько это было возможно в те годы в условиях нашей республики, систематически делал гимнастику, каждый год ездил в санаторий. Начиная с конца 80-х я взял за правило брать путевку в тот же санаторий и в то же время, что и дядя. Пребывание в санатории вообще вещь приятная и полезная, все это знают, но не все имели удовольствие отдыхать с Султаном. Мы никогда не скучали, он знал сотни интереснейших случаев, историй и рассказывал их увлеченно, красочно.
Однако, для меня большую ценность представляли не эти рассказы, а встречи с его друзьями, коих очень много приходили его проведывать. Ценны были также его советы по самым различным жизненным вопросам. Ну, например, относительно политики. Султан, как врач по специальности, был далек от политики, никогда никуда не баллотировался, никого никуда не продвигал, но его оценкам событий, явлений в политической и общественной жизни, а также людям, его прогнозам мог позавидовать бывалый политик, настолько они были точны.
- А жыхуэп1эм мылъку ф1эк1а нэкуи нап1и и1экъым, дауэ абы къулыкъу зэры1эщ1эплъхьэнур! (Да он кроме денег и имущества ни о чем не помышляет, как ему вручать власть!) – восклицал он об ином деятеле, и по прошествии времени выяснялось, что Султан был абсолютно прав. Это было благодаря знанию жизни, большому опыту и неформальному общению с простыми людьми.
Султан Хамурзович из краткого разговора мог сделать вывод, что за человек его собеседник. По свидетельству его коллег, с такими людьми он резко ограничивал контакт или вовсе прекращал. И, наоборот, если человек ему понравился, он был с ним мил и приветлив. Такие знакомства часто перерастали в крепкую дружбу. Такие дружеские отношения они хранили до конца жизни, и мне часто приходилось слышать от его друзей, как они с нежностью и благодарностью в голосе вспоминали его отношение к ним, к сотрудникам. В больнице часто вспоминают его профессиональные наставления, советы, доброжелательность, его патриотизм, когда речь шла о больнице, о его отделении, его преданность профессии, которую он всегда ставил выше всего.
  Известный в республике и далеко за ее пределами хирург Борис Байчоров в свое время работал под началом С.Х. Емузова. 
– С Султаном Хамурзовичем я проработал десять лет. Это был один из самых замечательных хирургов, которых мне приходилось видеть. Он много сделал для развития нашего здравоохранения и воспитал целую плеяду талантливых врачей.  Мы дружили семьями, и горжусь этим, – вспоминает он. - Фахри Шогов и Султан Емузов … Если взять вместе всех лучших хирургов, они далеко не дотягивают до их уровня. Эти два человека чисто по складу клинического мышления, диагностике, по параметрам человеческих отношений были мне очень близки, и я у них многому научился. 
Особо хочется сказать о человеческих качествах Султана Хамурзовича, его человеколюбии. Возможно ли передать на бумаге его искреннюю любовь к людям?  Наверное, невозможно без такой любви стать хорошим врачом. Или, может быть, он потому и стал врачом, что любил людей. Все свои силы, все свои знания и богатый опыт он направлял на то, чтобы делать людям добро. Он мог и днем, и ночью пропадать в больнице, если того требовали обстоятельства. Просьбы к нему далеко не ограничивались медицинской помощью, я убедился в этом во время пребываний в санатории. Знакомые и родственники шли и шли к нему с просьбами положить кого-то в больницу, устроить другого на работу, какому-то чадо нужна срочная помощь – не смог сдать зачет или экзамен. Для всех он был открыт, всем он помогал в меру своих возможностей. Знаю многих, кто до сих пор помнит его заботу, внимание, помощь.
Помню один случай, когда маленькая девочка наглоталась таблеток для понижения давления, которые ее бабушка неосторожно оставила в доступности. Естественно, ей стало плохо. Ко мне обратились родители девочки, рассчитывая, что мои возможности должностного лица как-то помогут – воистину, утопающий хватается за соломинку! Что я мог сделать! Пока был жив дядя я никогда не обращался к медицинскому начальству, хотя знал многих, начиная с министра. Его авторитет в сообществе позволял решать все проблемы, а он мне никогда ни в чем не отказывал. А девочке помочь хотелось. Я позвонил Султану и обрисовал ситуацию. Время было неурочное, но он велел быстрее заехать к нему. Пока я ехал он обзвонил специалистов, попросил собрать врачебную бригаду и срочно выслать в Терскую больницу. Это он мне сообщил уже по дороге.
Двое суток Султан Хамурзович не сомкнул глаз, не уходил из больницы, я тому свидетель, хотя лично сам никак не был задействован в спасении ребенка. Не уехала и бригада, прибывшая по его просьбе – настолько велико было к нему уважение. И делали все, что в человеческих силах, чтобы вернуть маленькую больную к жизни.  На исходе вторых суток стало ясно, что девочка спасена, ее увезли в Нальчик. Таких историй за полувековую врачебную деятельность у него накопилось много, но если даже допустить, что тот случай со спасением девочки был единственным, надо полагать, его душа в раю.
          Султан Хамурзович имеет много наград, знаков отличия. Он заслуженный врач КБАССР и РСФСР, имеет все мыслимые почетные грамоты и другие знаки отличия. И все же, главная награда – это признание и уважение людей, любовь близких. Этого у него не отнять.


                                                  22.05.2020г.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему