Шу Мамхегов - человек-легенда


                                         11.05. 2020


                Шу Пагович Мамхегов - человек-легенда

 Прожив довольно долгую жизнь, будучи журналистом, на своем веку я повстречал многих, но на пальцах одной руки можно перечесть таких обаятельных и мудрых старших, каким был Шу Пагович Мамхегов. Сказать, что он был очень приятный во всех отношениях человек, значит ничего не сказать. Он был высокий, статный, волевой и чрезвычайно умный. Однако и эти слова недостаточно характеризуют этого великого человека.

            Когда, волею судьбы в 1989 году жизнь нас свела, он был уже на склоне лет, но его и тогда отличали цепкая память, большая энергия и удивительная способность четко анализировать события и явления, давать абсолютно верные оценки и им, и людям, которые на виду. Встретились мы, помню, по его инициативе. Времена были смутные, большинству людей непонятные – декларируемая демократия некоторым казалась вседозволенностью и привыкшего к железному порядку аксакала волновали вопросы будущности республики, ее целостности. Он хотел через нашу газету донести свои мысли до людей.

            Оказалось, одной встречи для этого недостаточно, и мы продолжали видеться. Потом они превратились в потребность.

Шу Мамхегов родился в 1906 году, уроженец селения Терекское, происхождение крестьянское, член КПСС с 1943 года. В 1925 году он вступил в Общество товарищеской обработки земли, где работал до 1929 года, был председателем Общества с 1927-го по 1929 год. 

В 1929-1930 годах обучался в годичной краевой колхозной школе в г. Орджоникидзе. С 1931 по 1933 год Шу Пагович работал заведующим животноводством колхоза "Терек" Урожайненского района, затем до 1936 года - заместителем директора Терской МТС по хозяйственной части, а с 1936 по 1942 год он работал в системе потребкооперации.

После войны Шу Пагович занимал важные посты в торговой системе, а с июля 1954 года работал председателем колхоза "Вторая пятилетка" Терского района. Здесь наиболее полно проявились его организаторские способности, его принципиальность и ставшая притчей работоспособность, человеколюбие. Он знал все проблемы колхозников и помогал им чем возможно.

            Встречи с ним для меня, как второй университет, ибо с каждой из них я брал невероятный объем информации и пользы. Я очень любил этого необыкновенного, очень внимательного и чрезвычайно доброго старика, и мне всегда казалось, что и он относится ко мне с особым вниманием.

Так и оказалось. Уже после его кончины его младший сын Алексей, которого я также очень уважаю, не раз говорил мне, что Шу Пагович меня любил. Для меня это очень важно, так как считаю это показателем, мерилом, если хотите, качества собственного моего "Я", чтобы такой великий человек оказывал мне внимание.

Часто вспоминаю интереснейшие истории, которые он мне в свое время поведал. Как правило, они все были случаи большого драматизма. Случаи, когда от человека требовались немало выдержки, физических и умственных способностей, а часто – и храбрости и мужества. До войны Шу Паговича посадили решением так называемой «тройки». Тогда чтобы упечь человека в тюрьму зачастую достаточно было небольшого доноса, даже анонимного, а Шу Пагович занимал не маленькую должность в районе в системе потребкооперации. Завистников хватало, вот и упекли его, отправив в Сибирь и забыли о нем – нет человека, нет и проблем. Три года он просидел в лагере в невереятно тяжелых условиях. Бог одарил его невероятной физической силой и ее наличие стал неким шансом выживания.

Так прошли три ужасных года, когда некий московский инспектор с петлицами майора, вскольз поинтересовался причиной заключения Мамхегова.

- Не знаю, - честно ответил Шу.

- Обычно утверждают, что осудили несправедливо, а ты даже такой причины не назвал, - удивился майор, позже стало известно, что его фамилия Белобородов. В Великую Отечественную он стал генералом и известным военочальником.

Глядя в его дорые глаза и открытый взор, Шу Пагович увидел в них явную заинтересованность, неформальное желание помочь молодому кавказцу, и неожиданно для себя раскрылся и рассказал инспектору всю свою биографию. Тот раскрыл папку, которую держал в руках. Там находился всего лишь один листок с биографическими данными Мамхегова и внизу жирным шритом – СЫН ВРАГА НАРОДА.

- Я вытащу тебя отсюда! – заверил он уходя.

Шу Мамхегов особо не поверил. Тогда редко кому удавалось досрочно освобождаться, но в глуине души почему-то засела надежда.

И как в воду глядел – через два месяца его освободили и полностью реабилитировали.

Не успел он насладиться мирной жизнью, как случилась война и Шу Пагович был призван в армию. Говорят, к войне привыкнуть невозможно. Такого же мнения был и Шу Пагович, но в то же время он говорил, что приспособиться можно к любой ситуации. Он уже считался опытным солдатом и хорошим артиллеристом, когда весной 1943 года совершенно случайно встретился с тем Белобородовым, только уже не майором, а уже генерал-майором и командиром дивизии. Шу сразу же узнал его. Еще бы, такую роль сыграл в его судьбе. По-военному четко обратившись к генералу, он кратко напомнил о себе, также коротко поблагодарил генерала за помощь в его освобождении из заключения.

-  Это я должен тебя благодарить за твое мужество и стойкость, солдат! – сказал генерал. – Только настоящий мужчина способен забыть все обиды на государство, когда враг напал на его Родину и встать на защиту своего Отечества. Спасибо, солдат, что ты не озлобился, что избрал правльную линию поведения. Я хочу, чтобы ты воевал в моей дивизии – как твоя фамилия, напомни мне. Адъютант записал данные Шу Мамхегова и вскоре его перевели в ту дивизию. Правда, легче от этого не стало, он также остался командиром орудия, простым солдатом, но годы войны сделали его еще крепче. Он всегда знал, что у него в командирах настоящий человек, который в любую тяжелую минуту поможет. И это умножало силы. Так они вместе дошли до Германии, там встретили Победу.

После этого генерала перевели на борьбу с японскими милитаристами. Ш.П. Мамхегов, хотя и имел возможность демобилизоваться, не захотел отрываться от отца-командира, настолько сильна была сила его благодарности, и добровольно поехал с ним и воевал в Манчжурии.

После войны они часто общались. Умный генерал, понимал, что от природы умному Шу Паговичу недостаточно было его семикласного образования и устроил его в годичные курсы кооператоров при ЦК КПСС. Все время учебы он жил у него в квартире и ел то же, что и семья генерала, а когда тот умер в 1953 году, ездил к нему на похороны и всю жизнь считал, что потерял родного брата…

Пусть покоится с миром дорогой Шу Пагович, он, как никто, достоин этого. Он воспитал двух прекрасных сыновей – Михаила и Алексея, руководил многими коллективами и везде о нем говорили только доброе. Многие мои знакомые из селения Плановское, а я там многих знал, потому что моя мать была с этого села, часто говорили, я сам много раз это слышал, что лучшего руководителя, человечнее, чем Шу Мамхегов в этом селе никогда не было. Я знаю, что в те годы, когда он был в силе, не было человека, с которым он хоть раз встретился, и чтобы те не воспылали к нему огромным уважением. Потому что он искренне любил людей. Это тоже надо суметь, чтобы несправедливость, тяжелые годы, страшная война не озлобила. Суметь сохранить вечное желание быть полезным людям.

Мой земляк, светлой памяти Исмагил Гетигежев, который в одно время был первым секретарем Чегемского райкома партии, уверенно говорил мне, что Шу Паговичу смело можно было доверить руководство республикой – таким потенциалом он обладал. И подобной характеристикой Ш.П.  Мамхегова людей удивить невозможно – он умел жить и этому научил многих.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему