ЧЕЛОВЕК ЗАВИДНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ




   ЧЕЛОВЕК ЗАВИДНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ

Хакуашев Андрей Ханашхович один из самых одаренных людей нашей кабардино-балкарской интеллигенции, критик-литературовед, уроженец селения Арик Терского района, 1929 года рождения.  Доктор филологических наук, профессор, академик Адыгской международной академии наук, Заслуженный деятель наук КБР, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Эти данные известны любому, кому интересна личность этого неординарного и самобытного ученого-педагога, крупного специалиста-литературоведа.
            Однако, не всем посчастливилось знать лично этого великого человека. Я его узнал в далеком теперь 1970 году, после того, как стал студентом кабардино-русского отделения историко-филологического факультета КБГУ, где он успешно преподавал и был доцентом. Андрей Ханашхович в то время красавец-мужчина в расцвете сил, умный, обаятельный, и все университетские девочки поголовно были в него влюблены. В то же время все они хорошо осознавали, что он женат на красивейшей Елене Шогенцуковой и ни у кого из них нет никакого шанса. Он мог похвалить, если студент показывал хорошие знания, пошутить с ними. И этого было вполне достаточно, чтобы мы сочли себя счастливыми – а как же, сам Андрей Ханашхович почти как с равным разговаривал с тобой!
Уже тогда имя Андрея Хакуашева заслуженно и прочно стояло в ряду имен самых известных деятелей современной национальной культуры. Уже тогда его имя с неизменным почтением произносилось в кругах как ученых, так и писателей. Будучи молодым и не в меру любознательным малым, я часто посещал различные литературные мероприятия, встречался со многими писателями, поэтами, журналистами, и все они были самого высокого мнения о нашем педагоге. Писатели Адам Шогенцуков, Кашиф Эльгаров, Мухамед Кармоков, Биберд Журтов, Сафарби Хахов, журналисты Гузер Емузов, Назир Апажев, Хасан Секреков, Анатолий Теуважуков и другие, нахваливая Андрея Ханашховича, неизменно призывали меня с особым вниманием относиться к его лекциям.
  Почему-то я был особенно горд, что мы с Андреем Ханашховичем земляки, как будто в этом есть какая-та моя заслуга. Как бы там ни было, я знал, что он учился в интернате в Нальчике, затем поступил в университет в Ленинграде. Знал, что часто ему доводилось и голодать, и с одеждой все было плохо, и зримо себе представлял, какая сила воли нужна, чтобы не только преодолевать эти трудности, но и учиться хорошо. Вот так и получилось, что вместе со знаниями он научился проявлять и упорство, и завидную целеустремленность, и высокую ответственность. Он сразу же оценил открывающиеся перед ним перспективы и с упорством взялся за ученье, чтобы извлечь из времени учебы наибольшую пользу для своего развития и обретения профессиональных знаний.  
Сегодня, уже с высоты сегодняшних лет, я уже с удивлением и великой почтительностью отмечаю, что Андрей Ханашхович на всю жизнь остался верен и всецело предан однажды избранной стезе: педагогике, воспитанию новых поколений интеллигентов и науке. Он никогда не жалел для этого ни времени, ни сил, поэтому неудивительно, что очень многие школьные учителя, журналисты, писатели, артисты, общественные деятели, ученые, окончившие наш университет, признают его своим учителем. И я не исключение. Я с искренним удовольствием вспоминаю с каким смачным удовольствием он говорил на чистейшем кабардинском языке. Часто ловлю себя на том, что многие годы я пытался подражать его манере разговаривать на родном языке также чисто и несколько пафосно, но у меня по сравнению с ним это плохо получается. 
Пребывание студентов в колхозах – тема почти неизвестная нынешней молодежи, как и студенческие строительные отряды. Для нашего же поколения это были еще одни университеты. Не имея возможности подробно об этом распространяться скажу лишь, что пребывания в колхозе позволяло студентам ближе узнать своих коллег по учебе. Опытные преподаватели также имели возможность лучше изучить те или иные качества студентов, и этим они умело пользовались. Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что только на кабардино-русском отделении между преподавателями и студентами складывались добрые взаимоотношения, которые позже перерождались в дружеские. Наши преподаватели Хатали Урусов, Мухаб Абитов, Ахмедхан Налоев, Андрей Хакуашев, Самих Тхабисим и другие время зря не теряли и посвящали все свое время улучшению наших представлений о морали, нравственности, об адыгэ хабзэ, о языке. В неформальной обстановке сказанное авторитетными старшими усваивается значительно лучше, и наши учителя этим пользовались. Особо выделялся Андрей Ханашхович, который добросовестно делился с нами своими знаниями и жизненным опытом. Часто эти беседы продолжались до полуночи, и я не помню, чтобы кто-нибудь предпочел этим разговорам сон. Эти беседы в неформальной обстановке, как это ни странно, не приводили к какому-нибудь панибратству или к чему-нибудь подобному. Наоборот, уважение к преподавателям, которые сочли возможным снизойти до уровня простых студентов, добавляло искреннего уважения к ним и в аудиториях и, даже, в коридорах университета всегда царила атмосфера взаимоуважения.
Сегодня я намеренно не затрагивал творчество Андрея Ханашховича, так как не считаю возможным мне его оценивать – это сделают специалисты и время. Хотя периодически обращаюсь к его трудам и в моей скромной библиотеке достойное место занимают его работы: «Творчество Али Шогенцукова», «Первые адыгские писатели», «Адыгские просветители», «Истоки становления», «Адыгское стихосложение»,  другие. Особое уважение вызывает его изыскания об основоположнике кабардинской литературы Али Шогенцукове.
Андрею Ханашховичу 90. Несмотря на возраст и некоторые «болячки» он активно интересуется событиями, происходящими в стране. Его волнуют проблемы общества, он живо откликается на те или иные явления, дает в СМИ четкие и продуманные оценки. Нашему сообществу повезло, что у нас есть такой человек, как Андрей Хакуашев.
 У него были сын и дочь, осталась дочь Мадина. Я стараюсь быть в курсе ее достижений, хотя это нелегко, так как она занимается многогранной деятельностью. Она писатель, литератор, доктор наук, профессор. Мне очень приятно, что мы с Мадиной вместе работаем в одной Комиссии Общественной палаты КБР, где она проявляет завидную активность. Этим я хочу сказать, что жизнь А.Х. Хакуашева удалась, у него есть его продолжение и нет сомнения, что Мадина Андреевна активный и эффективный продолжатель достойных дел своего именитого отца.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему