МОИ ДРУЗЬЯ-НАСТАВНИКИ


    КОРОТКО О МОИХ ДРУЗЬЯХ-НАСТАВНИКАХ

           Сегодня день рождения у двух моих изумительных старших друзей, кого я всегда называю своими учителями по жизни - АХМЕДХАНА НАЛОЕВА и ГУЗЕРА ЕМУЗОВА. Ахмедхан Хамурзович преподавал у меня, и чуть ли не с первых же дней начал выделять меня своим вниманием. Потом мы часто виделись, он учил меня четко выражать свои мысли, умению обобщать и анализировать события и факты, терпимо относиться к недостаткам людей, стремлению к достижению поставленных целей и еще много чему. Он успел передать мне все, что хотел, на протяжении всей жизни мы тесно общались, встречаясь практически еженедельно. Он приобщил меня к конным скачкам, научил любить природу, часто говорил о неизменных качествах, которые должны быть у человека и, особенно, у руководителя любого ранга.
             Это был красавец-мужчина, и всего лишь его появления на улицах Нальчика приводил в трепет прекрасную половину встречающихся прохожих. Он был человек слова, был умный и интеллигентнейший человек. Ахмедхан любил людей, он воевал за их счастье, а после войны стал отличным преподавателем, прекрасным писателем, ученым-лингвистом  и фольклористом. Он мог на равных общаться и с министрами, и с секретарями обкома, и с колхозниками. Когда мы ездили на рыбалку он предпочитал общаться не с руководителями, а с простыми тружениками и таких знакомых у него было уйма в каждом населенном пункте.
            Еще один сегодняшний именинник Гузер Лукманович Емузов, кстати, сегодня у него круглая дата – 90 лет. Мы с ним родственники и я его всегда сильно любил. И не только из-за того, что он родственник, но большей частью из-за его душевной чистоты, умения по-настоящему любить людей, дружить настоящей мужской дружбой, не разбавленной меркантильными интересами. Я никогда больше не встречал другого человека, который так искренне радовался успехам близких, и так искренне огорчался их неудачам. Всегда именно Гузер находил меня и давал объективную оценку моим наиболее актуальным публикациям и, и как мнение опытного  журналиста и правдивого по своей сути человека, эти оценки были для меня важны и своевременны. Именно он первым узнавал о моих новых назначениях и, поздравляя сердечно, умел настраивать меня на безусловный успех в делах.
            Так случилось, что оба мои друзья-наставники были близкими друзьями еще задолго до того, как они меня узнали. Гузер называл меня «Милый друг» и вкладывал в это выражение все чувства, которые у горцев не принято в глаза высказывать, а Ахмедхан называл меня «Малыш» и это в моих глазах означало неформальное его отношение ко мне, а нечто домашнее, отцовское.
            Под влияние этих обаятельных, умных и интеллигентных людей я попал в 16 с хвостиком лет и одному только Всевышнему известно куда мои неокрепшие мозги направили бы дурные ноги парнишки, который до этого нигде, кроме Нижнего Курпа не бывал, а развлечений вокруг было, как известно, много. Хорошо это понимала и моя мать, которая всю жизнь была благодарна Ахмедхану и Гузеру за их доброе отношение ко мне. Об этом также хорошо осведомлены мои братья, сестры, дети и помнят их.
            Моих старших друзей, двух дорогих моему сердцу людей уже давно нет и мне их не хватает. Я сам уже в солидном возрасте, но принимая то или иное решение, всегда соизмеряю их с теми, которые могли бы принимать они – мои родные старшие. Спите спокойно, мои дорогие, вы для людей сделали все, что способен сделать человек.

ххххххххх

Мадина Буранова
Библиотека КБГУ

3 ч.
ГОРДОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ
НАЛОЕВ АХМЕДХАН ХАМУРЗОВИЧ - один из ярких представителей послевоенной кабардинской литературы, выдающийся ученый-лингвист, педагог, активный участник Великой Отечественной войны.
Родился А.Х.Налоев 10 августа 1921г. в селении Хатуей Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики. Окончив семилетку в родном селе, поступил в Кабардино-Балкарский педрабфак. В 1941-м был призван в Красную Армию, с сентября того же года находился на фронте. В 1942г. был направлен на учебу в Ленинградское военно-инженерное училище. После его окончания продолжал принимать участие в боевых действиях, командовал взводом, ротой, проявил себя храбрым, решительным и смелым войном, отважным командиром.
За боевые подвиги, умелое командование подразделениями был награжден орденами Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени, десятью медалями СССР и медалью Польской Народной Республики.
Демобилизовавшись из армии в 1946 г., Налоев А.Х. работал в Лескенском райисполкоме, учился на партийных курсах при обкоме ВКП (б). Перед ним открывались большие возможности для успешной служебной карьеры на этом поприще. Но он выбрал путь служения культуре и просвещению родного народа. Уже в зрелом возрасте поступил в пединститут, с отличием окончив его и аспирантуру при нем. Защитил кандидатскую диссертацию. С 1950г. преподавал в том же институте кабардинский язык, литературу и фольклор. Вел в институте, затем в университете большую и плодотворную научно-педагогическую работу. Налоев А.Х. является автором многочисленных исследований по вопросам развития кабардинского языка, языкового строительства в республике и стране.
Он был членом авторского коллектива ряда учебников для школ, академических изданий «Грамматика кабардино-черкесского языка» и «Русско-кабардинского-черкесского словаря».
Любовь к родному слову, огромный жизненный опыт, стремление осмыслить пройденное в художественных образах и поведать о нем людям, божественный дар рассказчика и повествователя естественным путем привели его в литературу, где он сразу же занял одно из ведущих мест. А.Налоев оживил в кабардинской литературе жанр рассказа, оснастил его новыми изобразительно-выразительными средствами. Обратившись к произведениям больших художественных форм, А.Налоев показал и здесь редкое умение проникнуть в суть поднимаемых проблем.
Роман «Всадники рассвета», повести и рассказы «Смена караула», «Тень пламени», «Вечерняя песня», «Водяная бабка» и многие другие воссоздают картины героической борьбы за справедливость на земле, свободу и независимость Родины. Со страниц книг А.Налоева предстают глубоко правдивые образы мужественных защитников Отечества, рядовых солдат самой передовой линии огня, выполняющих самую тяжелую работу на войне. Люди различных национальностей великой страны, вступившей в смертельную схватку с жестоким врагом, показаны как единая, сплоченная и неодолимая сила.
А.Х.Налоев принимал активное участие в научной, культурной и общественной жизни республики. Ему было присвоено почетное звание «Народный писатель Кабардино-Балкарской Республики».
Ахмедхан Хамурзович Налоев умер 5 июня 2010года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему