О ВЛАДИМИРЕ ШУМАХОВЕ


  ЧЕЛОВЕК, ОБОГАТИВШИЙ КУЛЬТУРУ

Нет, наверное, ни одного человека в области культуры республики, который не знал бы Владимира Шумахова. Более того, среди них нет, видимо никого, кто искренне не уважал этого замечательного человека, трудягу и правдолюба, до мозга костей преданного делу, которое однажды избрал своей специальностью и которому оставался верен до конца жизни.
            Он родился и вырос в Черкесске, оттуда поехал учиться театральному искусству в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, который окончил успешно. В институте с Владимиром учились и дружили известный поэт песенник Илья Резник, популярные актеры Николай Олялин, Лев Прыгунов, Георгий Штиль и Эммануил Виторган.
Но так случилось, что Владимир Сальманович не пригодился там, где родился – дядя по матери, воевавший в составе 115 кавалерийской дивизии, после войны был назначен военным комиссаром одного из районов Кабардино-Балкарии, и он настоял, чтобы сестра с сыновьями поехала с ним. Дело в том, что к тому времени отца семейства уже не было в живых. Человек-легенда, бывший председатель Карачаево-Черкесского облисполкома во время войны, находясь в подполье, был схвачен фашистами. Когда его повели на расстрел, он, наверное, подумал, что ему все равно не жить (ведь, он не только занимал высокую должность, но был еще и крупным общественным деятелем. В частности, был депутатом Верховного Совета СССР первого созыва), но не захотел умирать бесславно, выхватил автомат конвойного, и отходя в лес расстрелял несколько фашистских оккупантов. Но пуля догнала героического сына черкесского народа. После войны его останки перезахоронили возле Вечного огня в г. Черкесске и всегда оказывали его имени почет и уважение. Первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС тогда был Михаил Суслов. Говорят, самое высокое должностное лицо страны после генерального секретаря ЦК, каким был М. Суслов, всегда трепетно относился к имени Сальмана Даутовича и его героическому поступку, он лично знал его, трогательно почтительно относился к семье своего соратника.
            Геройство – это не спонтанное действие человека, а осознанный выбор, подразумевающий максимальную пользу для окружающих и самопожертвование во имя людей. Владимир Сальманович всегда жил с необходимостью считаться не только с героической смертью своего отца, но и с тем, что в любой ситуации соотносить свои действия с возможным его мнением. Мне он как-то признавался, что жить с этим очень нелегко, но постоянное стремление соответствовать имени своего отца помогало ему избежать многих ошибок. Рано лишившись отца, он был лишен также и возможности советоваться с ним, делиться своими проблемами. Возможно, именно в этом секрет его исключительно внимательного отношения к воспитанию сыновей. Все трое выросли умными, обаятельными и добрыми. На мой вполне риторический вопрос, заданный им отдельно друг от друга, что значит для них имя родителя, они, будто сговорившись, ответили, что он для них – самый высокий авторитет на свете. Руслан, Арсен и Залим уже взрослые, самодостаточные и довольно известные люди в республике, тем не менее, у них в любом деле первым встает вопрос: а что сказал бы отец на это. Вот так из поколения в поколение Шумаховым помогает сердечность во взаимоотношениях отцов и сыновей. Это то, возможно, чего не хватает сегодня во многих семьях.
            Так получилось, что Владимир Сальманович лишен был возможности на длительный период сосредоточиться на одном деле, работать в одном месте. В очень молодом возрасте назначенный заместителем директора Государственного музыкального театра, еще недостроенного, но уже действующего, он очень хотел себя показать, посмотреть на что он способен. Это было важно еще и потому, что здание театра строил его старший брат Заур, заслуженный строитель КБР. Все восхищались его умелыми действиями, оригинальными решениями. Он всегда подчеркивал, что здание театра во все времена будет украшением столицы республики и настраивал младшего брата на добросовестную работу. Владимир тоже, как говорится, лез из кожи вон, чтобы оправдать возложенные на него обязанности. Кто знает, возможно благодаря этому первые национальные балетные постановки «Лялюца» и «Аминат», опера «Мадина», осуществленные под его непосредственным руководством, имели невиданный успех. Наряду с творческой работой молодому замдиректора приходилось бегать по организационным и хозяйственным делам. Нальчик город маленький, деятельного руководителя заметили, и он был назначен директором Нальчикской киносети. Везде он работал успешно и то, что Владимира Сальмановича неоднократно избирали депутатом районного и Нальчикского городского Совета народных депутатов, тому подтверждение.
            В жизни его всякое было, были и другие очень важные посты. Например, он дважды назначался директором Кабардино-Балкарского государственного драматического театра имени Али Шогенцукова. Причем, при назначении во второй раз всесильный первый секретарь обкома партии Тимбора Мальбахов откровенно сказал ему, что партийный орган рассчитывает, что Шумахов поправит здесь дела. Это было равносильно похвале, что от него редко кто слышал. Тогда в одном здании находились и кабардинская, и балкарская труппы, помещений, декораций, транспорта не хватало. Но поразительная внимательность и врожденная обходительность, интеллигентность Владимира Сальмановича разрушала все преграды, он находил те единственно правильные слова, которые нужны именно в этом месте и в именно в это время, и вскоре в коллективе воцарилось согласие, люди сосредоточились на главном – радовать людей талантливыми постановками.
            В 1990 году В.С. Шумахов стал директором и художественным руководителем Кабардино-Балкарского республиканского театра кукол, где он проработал до конца своей жизни. Сказать, что и ему, и его коллективу пришлось тяжко, значит, не сказать ровным счетом ничего. Одно только перечисление проблем заняло бы много места: у театра никогда не было, нет и сейчас, собственного здания и они всегда ютятся в приспособленных помещениях, низкая зарплата артистов, нехватка транспорта, неудовлетворительное материально-техническое снабжение и многое другое не просто мешало, а могло парализовать работу. Вот так он работал свыше 25 лет и никто ни разу не услышал от него никаких жалоб.
            Вместо хождений по инстанциям Владимир Сальманович, засучив рукава обходил проблемы, решал их. Нет своего зала и негде репетировать? Можно ездить по населенным пунктам, приезжать туда пораньше и там же проводить репетиции. И, конечно же, и сам с ними ездил, так как был художественным руководителем театра. Маленькая зарплата и артисты не задерживаются? Уговорами, увещеваниями, обещаниями удерживал людей и, в конце концов, удалось собрать творческий коллектив, который понимает всю важность своего дела и всего себя отдает служению детям.
             - Детям нет дела до революций или неурядиц в стране, говорил Владимир Сальманович, - они должны оставаться детьми и увидеть, почувствовать все, что положено детям. И мы за это ответственны.
            - Мы все родом из детства, - любил он повторять. – Не забывайте об этом и все будет в порядке.
            Никто не припомнит, чтобы за период, превышающий четверть века, Республиканский театр кукол сорвал спектакль или задержал начало. Все это говорит в первую очередь об ответственности директора. Эта планка у него была очень высокая. Также он относился к добросовестности членов коллектива, к их дисциплине. Такое же отношение у него было к понятию дружбы. Человека, предавшего дружбу, безответственных и непорядочных он не замечал напрочь и не имел с ними никакого, даже маленького дела. Единственное, что могло вывести его из себя - непорядочность человека. Нет, он с такими не ругался, не выяснял отношений – он с ними просто не общался, зато про себя очень остро переживал. Как-то он мне сказал в сердцах: «Ну, почему таких людей носит земля!» Я не знал, что ответить этому чистому, абсолютно бесхитростному и замечательному человеку.
            За время работы в театральной индустрии Владимир Сальманович снискал глубокое уважение коллег по цеху, общественности. В девяностые годы мы по выходным дням довольно часто встречались с Народным писателем республики Хамишей Шекихачевым и каждый раз, договариваясь о встрече, я у него спрашивал, хочет он чтобы я кого-нибудь позвал, он неизменно отвечал:
 – Володю-черкеса. Это человек чистый, как слеза. Его такая характеристика дорогого стоит – всем известно, что Хамиша Труевич юлить не умел. Тепло отзывается о Шумахове нынешний министр культуры КБР Мухадин Кумахов, который начинал свою театральную карьеру при нем, с теплотой вспоминая о его заботливом отношении к артистам. Артист кукольного театра Марина Михайлова очень тепло отзывается о своем бывшем директоре, который всегда болел за работу и за членов коллектива. Она говорит, что Владимир абсолютно все знал про своих работников, когда надо и словом, и делом поддерживал их. При нем всем работалось легко, это был очень отзывчивый и душевный руководитель. Не случайно недавно поставленный спектакль по пьесе М. Добагова коллектив посвятил ему. Я считаю, что такое отношение к памяти человека показательным – в таких случаях люди не лукавят.
Я очень рад, что усилия и вклад Владимира Шумахова в развитие Кабардино-Балкарской культуры не остались незамеченными. Он награжден многочисленными почетными грамотами, в том числе и Почетной Грамотой КБР – еще совсем недавно высшей наградой республики. Он – Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР, Заслуженный работник культуры России. Незадолго до кончины ему было присвоено высокое звание «Народный артист КБР».
Владимир Сальманович прожил красивую и содержательную жизнь. Он жил правильно, он жил в согласии с собственной совестью и с теми представлениями, которые ему казались правильными. И жизнь показала, что он избрал правильную дорогу. Прожить жизнь так, чтобы в конце пути люди говорили про тебя только хорошее, означает, что ты избрал правильные жизненные ориентиры и неуклонно следовал собственным ценностям, а эти ценности перекликаются с теми, что нравится обществу. Конечно, тяжело жить правильно. Особенно в мире, где представления о человечности и порядочности довольно часто меняются. Владимиру Сальмановичу повезло в том смысле, что рядом с ним всегда находилась, шла по жизни рука об руку и всемерно поддерживала его супруга, милейшая Фатима Хамидовна.
13 марта ему исполнилось бы 80. Как жаль, что мы не сможем ему сказать теплые слова, которые он заслуживает. И при жизни не говорили. Да, имели в виду сказать, да, показывали всем своим видом, что любим. Уважительно двумя руками пожимали руку, но прямо сказать, что он лучший, нет – не говорили, не положено по нашим обычаям. А жаль, что не говорим.


ВЛАДИМИР КУДАЕВ

           Справка «КБП»:  

Родился 13 марта 1939 года в г. Черкесске.  
Отец – Шумахов Сальман Даутович, Председатель Карачаево – Черкесского облисполкома, Депутат Верховного Совета СССР первого созыва.  
В 1957 году поступил в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии и в 1962 году окончил полный курс названного института по специальности мастерство актера. Решением Государственной экзаменационной комиссии Шумахову В.С. присвоена квалификация актер драматического театра и кино.  
В 1962 году принят актером национальной труппы в Карачаево – Черкесский областной драматический театр. В октябре 1967 года назначен заместителем директора музыкального театра КБАССР. Под руководством Владимира Сальмановича увидели свет первые национальные балетные постановки «Лялюца» и «Аминат» (Л.Коган), опера «Мадина» (М.Балов и Х.Карданов). 
В 1970 году назначен директором Нальчикской городской киносети. 
В апреле 1975 года утвержден инструктором отдела пропаганды и агитации Октябрьского РК КПСС г.Нальчика. 
В мае 1975 года назначен директором Кабардино – Балкарского Государственного драматического театра имени Али Шогенцукова. 
В сентябре 1979 года избран на должность Председателя Ленинского райкома профсоюза работников культуры г. Нальчика. 
В октябре 1981 года вновь назначен директором Кабардино – Балкарского государственного драматического театра имени Али Шогенцукова. Театру было вручено переходящее красное знамя ЦК КПСС и Министерства культуры СССР. 
В феврале 1990 года переведен директором Кабардино – Балкарского республиканского театра кукол, где проработал  до 7 сентября 2017 года.  
В 1970 году награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100 – летия со дня рождения В.И. Ленина». 
 В июне 1985 года Указом Президиума Верховного Совета КБАССР Шумахову В.С. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Кабардино – Балкарской АССР». 
В сентябре 2001 года Указом Президента Российской Федерации Шумахову В.С. присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». 
В ноябре 2016 года Указом Главы Кабардино – Балкарской Республики присвоено почетное звание «Народный артист Кабардино – Балкарской Республики».


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему