НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ


    Народная дипломатия

          
         Анализ состояния межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений в Кабардино-Балкарии показывает, что усилий органов власти в этом направлении явно недостаточно. Для подтверждения такого посыла вовсе не обязательно приводить конкретные примеры, хотя и их немало. Достаточно сказать, что здесь ситуация довольно напряженная, а властные структуры ими занимаются в основном формально, да и то не систематически.
         Показательны в этом отношении грабли, на которые власти КБР наступали дважды. Речь идет о Кенделеновских событиях 2008 и 2018 годов, проходивших по единому сценарию. Повторение этих событий произошло, по моему мнению, из-за неспособности органов власти и управления, имея исчерпывающую информацию, прогнозировать события и возложение задачи решения проблемы на силовые структуры.
         Абстрагируясь от Кенделеновских событий, когда недовольства были подавлены силой и вместо решения проблемы силовые структуры добились оправданного озлобления людей, хочу вернуться к еще более ранним печальным событиям в новейшей истории Кабардино-Балкарии, когда была перевернута не самая лучшая страница нашей истории. Речь идет о 2005-м, когда большая группа верующих с применением оружия напала на важные государственные учреждения и о котором ни одна из сторон не любит вспоминать. Почему не любят вспоминать? Скорее всего, из-за того, что были неправы обе стороны. Напавшие потому что взяли в руки оружие, силовики – из-за того, что погибли огромное число молодых людей детородного возраста.
         Можно было до этого не доводить, имея на руках информацию о том, что должно произойти, но можно было еще раньше предотвратить случившееся, если бы органы власти и силовые структуры не действовали столь топорно. Но речь не об этом, а о том, как в дальнейшем предотвратить такого рода неприятные ситуации. Ведь, некоторый антагонизм у радикально настроенных мусульман и части светского общества существуют. Да и причины Кенделеновского столкновения никто не ликвидировал, но мы благополучно делаем вид, что ничего не случилось. Так будет, видимо, до следующего раза – такова практика.
         Между тем, в последнее время все чаще встречается словосочетание НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ с таким огромным числом значений, что первое, что приходит в голову – в это понятие хотят вместить все, что невозможно официальной власти охватить реально. Если попытаться обозначить что же это такое, то получается, что народная дипломатия - это неофициальные контакты обычных людей, общественных организаций, с целью улучшения взаимоотношений, лучшего понимания культуры, традиций и привычек граждан разных стран и их взаимовыгодного сотрудничества.
         Это перечень можно продолжить, но цель данной публикации не в характеристике данного понятия, а об использовании сути этого понятия в повседневной жизни и, особенно, в животрепещущих вопросах взаимоотношений народов, конфессий, культур.
         В одной из своих публикаций я предлагал привлечь к делу представителей старшего поколения. Например, при Главе республики, а еще лучше при Общественной палате КБР создать некий общественный сектор из представителей трех основных народов, населяющих республику. При этом, мое глубокое убеждение состоит в том, что если органы власти займутся созданием этой группы, которая по моему мнению числом должна быть никак не больше 15, то идея погибнет не родившись, так как аппаратчики «засунут» туда кандидатуры людей уже, набивших оскомину частым мельканием на экранах ТВ и страницах государственных газет. Они просто не будут искать достойных аксакалов, хотя в каждом населенном пункте есть мудрецы и в селах их все знают. Только надо суметь выбрать из их числа таких, которые и думают оригинально, и отличаются умением убеждать.
         Поэтому формированием такой неформальной консультативной группы, на мой взгляд, должны заниматься национальные общественные формирования. Имеются ввиду не те, которые созданы властями и поют песни, ублажающие слух этой власти, а те, которые созданы «снизу» и, возможно, вопреки воле власти. Только в этом случае данная группа будет полезной и, в известной степени, независимой – нет, не от власти, а от устоявшихся, но бесполезных методах работы с собственным населением.
         Органы власти могли бы донести до этой группы свои пожелания по влиянию на различные ситуации в таком же порядке, что и общественность, и никто не был бы в обиде.
         В любом уважающем себя обществе и государстве принято с почтением относиться к опыту прошлого, к опыту людей, видевших жизнь. Такие попытки есть и у нас, но то, чем на протяжении веков эффективно использовалось нашими предками веками, приняло в нашем государстве гипертрофированные формы. Как иначе назвать многочисленные общественные советы практически при все министерствах и ведомствах, которые заняты только поддакиванием руководителям ведомств, я не знаю. Какая от них польза республике, государству? Никакого, раз дела не улучшаются. То есть, улучшение или ухудшение дел в конкретной отрасли вообще никак не зависит от общественных советов. Как подбираются люди в их составы – неизвестно. Таким образом, еще одна общественная структура, созданная, казалось бы, с благородными целями, похоронена еще до появления. И, скорее всего, из-за того, что еще задолго до ее рождения, видимо, появилась инструкция (устная, естественно), чтобы эти общественные советы сильно не активничали. Иначе, чем объяснить, что все они такие инкубаторные.
         Демократия в нашей стране сильно заформализовано и нам вряд удастся в этом что-либо изменить. Но в вопросах, касающихся нашего спокойствия, мира на нашей древней земле, нормализации национальных и конфессиональных отношений, слово общественности должно быть веским.


                                                               ВЛАДИМИР КУДАЕВ,
                                                                      публицист.

                                                            04. 11. 2018 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему