РЕЧЬ НА СЪЕЗДЕ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ


24 декабря 1991 года

Я приветствую всех присутствующих в этом зале и выражаю надежду, что решения этого съезда внесут успокоение во встревоженные души наших народов, всех трудящихся Кабардино-Балкарии.
С особым удовольствием я приветствую и крепко жму руки друзьям старшего поколения! Тем, кто кровью и потом своим «цементировал» дружбу народов - основу могущества бывшего социалистического Оте­чества, кто поднимал из праха нашу республику, вос­станавливал бесчеловечно разрушенную автономию и хозяйства балкарского народа!
Дорогие друзья и братья! В нерадостное время и по нерадостному поводу собрались мы на этот съезд. Окончательно рухнула крупнейшая и сильнейшая в мире страна. Рухнула и погребла под своими крупными и мелкими обломками социалистическую систему, вы­страданную многими поколениями людей, сотнями миллионов представителей всех народов Советского Союза. Погребла коммунистическую партию, состо­явшую на 90 % из самых порядочных и самоотвер­женных людей, готовых отдать (и отдававших) свою жизнь за Родину-мать.
Под обломками оказались и наша культура, и наша наука. Право и государство с их конституциями, за­конностью, международными договорами, внутрен­ними обязательствами превратили в прах наше мате­риальное благополучие. Подвергается опасности и жизнь людей. Сегодня мы остались без союзников. Се­годня мы остались на этой планете без друзей. Наши союзники стали нашими врагами, а наши враги сме­ются и издеваются над нами.
Столетиями росла, крепла и расширялась Россий­ская держава - великий Союз Советских Социалисти­ческих Республик. Десятки императоров, королей, кайзеров, султанов, микадо, фашистских диктаторов пытались разрушить этот Союз, эту Державу, нанося ей чувствительные, порой смертельные удары, но она не поддавалась и не сдавалась. А вот сейчас американ­скому империализму с помощью предателей, не рас­ходуя ни миллиардов долларов, ни миллионов челове­ческих жизней, низкими методами и своей буржуазной, спидовской идеологией удалось подточить, разложить и обрушить великолепное здание нашего общества. (Аплодисменты.)
Не думайте, товарищи, что все дело только в со­циализме и коммунистической партии. Нет. Если бы у нас был чистейший капитализм и если бы ему уда­лось достичь тех успехов, каких мы достигли на ис­ходе 70-х гг., добиться такого положения в мире, Со­единенные Штаты Америки не потерпели бы этого. Не знаю, сумели бы они найти таких перебежчиков и пре­дателей, каких нашли сейчас. (Аплодисменты.)
А что нам обещали, товарищи?! Какие прекрасные песни нам пели?! С каким энтузиазмом мы поддержи­вали перестройку, а вслед за этой многообещающей перестройкой и все другие красивые посулы! Нам был обещан прогресс, ускорение, много социализма. Нам говорили, что человек в центре всего и вся. Нам обе­щали великие общечеловеческие ценности, демо­кратию, плюрализм и общеевропейский дом с теплой и богатой квартирой. А что мы получили? Кроме того, о чем я говорил, мы получили так называемую рыноч­ную экономику, приватизацию, и теперь мы лежим на земле со связанными руками и ногами и в наших кар­манах шарят заграничные и отечественные предпри­ниматели, которых ранее без всяких псевдонимов на­зывали попросту жуликами, т. е. теми, кто они есть. (Аплодисменты.)
Вот так, товарищи, мы «обрели свободу и вздох­нули полной грудью». Казалось бы, хватит всего этого. Сколько бед, лишений, несчастий можно взвалить на плечи терпеливого народа! Но нам этого не хватило. Мы проявили, как говорят, инициативу с мест и добавили ко всем этим злосчастьям еще одно - национальную проблему. Завязнув в трясине вместе со всеми, вместо того, чтобы вместе со всеми вылезать из этой трясины по-братски со всеми народами, мы сейчас предла­гаем своим народам единоборство, разобщение. По сути дела, нас хотят втянуть не просто в национальный кризис, но и в национальную катастрофу, последствие которой можно предсказать с точностью до 99 %.
Нам нужны, говорят некоторые балкарские то­варищи (а вместе с ними - и немалое число кабар­динцев), паритет, суверенитет, государственность, национальные районы, национальные границы и, как вы только что здесь слышали, оказывается, и авто­маты. Я лично все это воспринимаю как тяжелейшую трагедию. Я воспринимаю это так, что если мы под­дадимся этой злостной агитации, то она послужит той последней соломинкой, которая поломает хребет и без того тяжко нагруженному верблюду.
Чем все это мотивируется? Балкарские товарищи говорят:
«Нас ограбили. Горланя песню о дружбе народов, разворовывали наши деньги. Отобрали наши земли. Не восстанавливают районы, которые были раньше, и границы, существовавшие в 1944-м или в 1922 г. Нас зажимают по всем азимутам: и в экономике, и в куль­туре, и в кадрах и т. д.». Не правда все это, товарищи. Все это - чистейшая ложь. (Аплодисменты.)
С предельной откровенностью, с максимально воз­можной откровенностью, я хочу дать ответы на эти об­винения и хочу внести разъяснение в некоторые факты, которые должны быть вам известны.
В 1957 г. переселение балкарского народа мы встре­тили в исключительно благоприятных условиях. Это было после XX съезда ЦК КПСС, который наряду с ре­прессированными народами реабилитировал и многие миллионы людей других народов. Это было в то время, когда Кабарда готовилась к празднованию 400-летия добровольного, подчеркиваю, действительно добро­вольного присоединения к России. Это было время, когда у нас был образован свой собственный Совнархоз, когда к нам отношение со стороны центральных органов и России, и Советского Союза в корне изменилось. Прак­тически в 1957 г. мы не имели никаких ограничений в тех просьбах, с которыми обращались к Центру.
Зная о том, что балкарцы не привезут с собой ни­какой земли, никакого скота, никакого запаса питания и тем более - жилья, мы начинали дело с восстановле­ния жилья и организации питания. Мы выделили бал­карцам по 2 тыс. га в Терском и Прохладненском рай­онах. Кабардинские и русские колхозы и совхозы вспа­хали эти земли, засеяли их и сказали: «Приезжайте их убирать и разделите урожай сами так, как считаете нужным». (Аплодисменты.)
Через два года мы добавили еще 4 тыс. га. Мы ви­дели, в каком положении находятся эти люди, видели, сколько времени может потребовать восстановление хозяйства, и поэтому из кабардинских и русских кол­хозов и совхозов выделили 7 тыс. голов скота живым весом и по самым дешевым закупочным ценам пере­дали их балкарскому народу. Кроме этого, мы пере­дали (преимущественно бесплатно) 1,5 тыс. лошадей. А кроме 7 тыс. голов скота, о которых я говорил, было передано около 2 тыс. голов коров и нетелей, более 30 тыс. овец. Были выделены немалые суммы для благо­устройства балкарских населенных пунктов. Ни одной копейки из этих денег кабардинцы и русские не съели. Все эти деньги, и не 68 млн, как на днях было написано в наших газетах и было сказано на сессии Верховного Совета республики и на съезде балкарского народа, а в 3 раза больше были израсходованы на подъем бал­карского хозяйства. Со всей откровенностью скажу, что, кроме тех денег, которые были выделены государством специально для Балкарии, мы, по крайней мере, в 2 раза больше выделили из бюджета денег, которые должны были бы пойти на Терский, Прохладненский и другие кабардино-русские районы республики. Мы приостановили строительство в этих благополучных районах и обратили все свои силы на то, чтобы быстрее построить жилье.
(Председательствующий предупреждает тов. Мальбахова об истечении времени, предоставленного по регламенту. Выкрики с мест: «Пусть говорит!».)
...Я думаю, это мое последнее выступление, товарищи. Навряд ли мне еще придется выступать, так что послушайте.
Все, что делалось в это время, делалось с участием балкарских товарищей. Сейчас уже нет многих из них, как и нет кабардинских и русских товарищей. Их имена сейчас втаптываются в землю. Их обвиняют во всех грехах. Я хочу тепло, по-доброму, по-братски вспомнить всех тех, кто тогда работал и строил нашу единую Кабардино-Балкарскую Республику. Это - т.т. Ахохов, Хубаев, Щербо, Уянаевы, Ульбашев, Кациев, Кучмезов, Гилястанов, Ахметов, Тарчоков. На районном и сельском уровнях я помню т.т. Мусукаева, Ульбашева, Малкарова, Мурачаева. Я помню замечательных стариков, чьими советами и справками мы пользовались. Это - братья Токай и Хахай Хуламхановы, Маштай Черкесов, Мустафа Зумакулов и многие другие. Это было замечательное время, когда мы дружно, как родные братья, работали и добивались тех целей, к которым стре­мились. Трагично, товарищи, что все это приходится сейчас ломать. В наши спины (и в живых, и в покойных) сейчас направляется немало отравленных стрел. Я, по­мимо того, что слышу много хорошего, слышу и нема­ло плохого. Слышу, например, от многих кабардинцев, что это я всегда и во всем уступал балкарцам, отдавал им землю и т. д.
Дорогие товарищи! Говорят абсолютно неправильно: я поступал так, как и все мои друзья и сотоварищи по тогдашнему времени, как поступали наши отцы и деды. Не будем уходить в далекие времена и в далекие века. Давайте хотя бы посмотрим на тот период, на который безошибочно можно взглянуть, - на конец прошлого века, скажем, и начало этого века. Разве наши деды в Малой Кабарде без единого вы­стрела, добровольно не отдавали часть своей земли кумыкам, осетинам, русским, немцам? Разве в Большой Кабарде и даже в самом Нальчике не отдавали земли и не разрешали селиться и русским, и татам, и полякам, и грузинам, и армянам, и многим другим?
Посмотрите на территории Баксанского, Зольского районов - сколько проживает там представителей других народов! Мы отдавали кабардинские земли со­знательно, потому что история на Северном Кавказе сложилась таким образом, что Кабарда была самым многоземельным районом. Кабардинцы были самым многоземельным народом, а балкарцы были самым малоземельным. Это не случайно, товарищи, сочи­нили анекдот о горце, который, бросив свою бурку на землю, потерял всю свою земельную площадь и только потом под буркой обнаружил ее. Это не случайно у бал­карцев бытовала такая мера площади, мера земли, как «таш орун», или «аяк орун». Это же не случайно перед революцией в Балкарии одна десятина покосной земли стоила 1 тыс. рублей, а квадратный сажень под усадьбу - 50 рублей. Именно потому, что балкарцы исторически жили в тесноте без земли, зародилась у них психология, что земля - это золото.
Добром надо нам вспоминать наших предков, которые и в XVIII и в XIX веках делились по-братски землей с балкарцами. И не надо теперь вспоминать эти времена, во всяком случае предъявлять счет по­томкам балкарского народа, получившим тогда от наших предков такой подарок.
Товарищи, получится ли разделение? Да не получится никакого разделения! Уже говорилось о том, что почти половина балкарцев проживает на кабардинской территории. Можно провести границу не только на карте, но и в натуре между Кабардой и Балкарией. Но совершенно невозможно разделить Нальчик точно так же, как невозможно разделить Эльбрус. Невозможно разделить университет, как нельзя разделить Тырныаузский комбинат. Невозможно разделить базы, склады, инфраструктуру, которая питает все народы нашей республики. Невозможно разделить транспорт, стро­ительные организации и строительную базу. Невозможно, товарищи, разделить науку. Нет балкарской медицины, нет кабардинской медицины. Нет балкарской физики, нет кабардинской физики. Нет балкарского инфаркта и кабардинского инфаркта. Все будут лежать в одной больнице, если заболеют. Невозможно разделить и железную дорогу. Можно, конечно, если одну рельсу отдать Кабарде, а другую - Балкарии. И получится у нас тогда полный паритет, полный суверенитет, но тут же - и братская могила. (Аплодисменты.)
Хочу сказать балкарским товарищам следующее. Точно так же, как вот сейчас выступавшие передо мной товарищи искажали, извращали, к сожалению, историю, уж больно по-мальчишески, я сказал бы, подходили к этим вопросам и также извращали историю и балкарские товарищи. Ведь не проживало 60 тыс. балкарцев на территории Кабардино-Балкарии. По пере­писи 1939 г., балкарцев было 39 тыс. человек;
36 тыс. человек было погружено в эшелоны и вывезено отсюда. Вернулось 39 тыс. человек из Киргизии и Казахстана. Не было призвано в армию 16 тыс. молодых балкарцев. Не могло быть такого! Было призвано 5,5 тыс. человек.
Некоторые товарищи говорят: вот нас подставляли, вот кабардинское руководство выселяло балкарцев и т. д. Не выселяли кабардинцы балкарцев. Наоборот, кабардинское руководство было выселено вместе с балкарцами. Вы знаете, что через 3 месяца после выселения балкарцев отсюда изгнали и тов. Кумехова, и тов. Ахохова и многих других руководителей. Не вы­селяли кабардинцы ни калмыков, ни чеченцев, ни ингушей. Выселяли их в Москве. Выселяли их Сталин и его соратники. Выселяли бесчеловечно, необоснованно. Кстати, вместе с балкарцами с такими же обвинениями из Кабарды было выселено 5 тыс. кабардинцев. (Председательствующий по просьбе делегатов предоставил тов. Мальбахову еще 2 минуты.)
Дорогие товарищи и друзья! Я уже говорил, что абсолютно неразделимы Кабарда и Балкария. И если это случится, то его последствия будут тяжкими и не­исчислимыми. Но есть некоторые вопросы, которые можно решить для удовлетворения, я бы сказал, национального самолюбия балкарцев. Надо пойти на формирование двухпалатной системы Верховного Совета. Кстати, я забыл сказать о том, что районы были ликвидированы не в 1944 г., а в 1960-м и 1962 г. вместе с другими кабардинскими и русскими районами. Это такие районы, как Прималкинский, Нагорный, Кубинский, Урожайненский, Лескенский и т. д. Можно восстановить Эльбрусский район. Мы, между прочим, с большими сомнениями и колебаниями пошли на ликвидацию этого района, но пошли на этот шаг лишь с учетом эко­номических интересов, чтобы не заставлять, скажем, жителей Гунделена за директивами ездить в Тырныауз, а за тракторами и бензином - в Баксан, куда они все равно будут ездить, независимо от того, что будут находиться в Эльбрусском районе.
Я считаю, товарищи, что нынешняя обстановка попросту диктует нам такое решение. Надо рекомендовать, надо попросить балкарский съезд отменить свое решение. (Аплодисменты.) Надо рекомендовать, надо попросить Верховный Совет отменить свое постановление, одобряющее принятое балкарскими товарищами решение, и отложить проведение каких- либо выборов. И выборов президента, и выборов на­родных депутатов. Я лично категорический противник президентской формы правления. Я противник президентской формы правления не только в Кабардино- Балкарии, я принципиальный противник вообще этой формы правления. Я вижу, к чему ведет президентская форма правления в Союзе, в России и в других республиках. Я вижу Азербайджан, я вижу Грузию, я вижу Мол­дову. Надо принять решение из двух коротеньких пунктов и на этом хотя бы на 2-3 года отложить решение о проведении референдума и выборов президента. И еще я бы посоветовал: чтобы убедиться в том, что я прав, поезжайте, все кабардинские товарищи и друзья, имеющие родственников и друзей в Балкарии, и поговорите там; поезжайте, пожалуйста, балкарские родственники и друзья, в кабардинские семьи, поговорите и послушайте, что они скажут.
Хочу высказать еще один совет. Мне чрезвычайно тягостно было наблюдать ту картину, которая создалась у нас при открытии нашего съезда.
Товарищи, если то, что произошло, - это демократия, то где же анархия? (Аплодисменты.) Если это адыгэ хабзэ, то что такое хабзэншэ? (Аплодисменты.)
Разве можно было так обойтись с Председателем Верховного Совета нашей республики, которого облек таким высоким доверием Верховный Совет, нами же избранный? Недопустимо это. Я думаю, что и тов. Кармоков проявил здесь некоторую слабость. Не надо было поддаваться этим требованиям и обижаться на этих людей.
Средствам массовой информации хочу посоветовать не писать, не говорить ни единого слова, которое бросает малейшую тень на национальные отношения и которое в малейшей степени уязвляет национальное достоинство и национальное самолюбие. Если вы очень хотите писать что-то такое, обязательно нервирующее людей, что-то острое и т. д., пожалуйста, пишите сколько угодно о «мальбаховщине» и прочей чертовщине. (Аплодисменты.) Пишите о драконах и летающих тут над нами инопланетянах. Это можно черпать из неиссякаемого потолочного источника вдохновения и писать, что угодно.
Вывод такой: не получится балкарская государственность - получится полубалкарская республика; не получится даже республика - получится полубал­карская полуреспублика. Поэтому давайте, товарищи, серьезнее подойдем к этому делу. Немного переступим и через кабардинское, и через русское самолюбие и не будем его поджигать. Я думаю, что это будет самым лучшим выбором. Я лично не доверил бы воспитание моих детей и внуков тем, кто сегодня поджигает наши чувства, кто хочет изолировать нас друг от друга. (Аплодисменты.)

Комментарии

  1. Умнейший был человек. К сожалению я не слышала тогда это выступление. Во всем Союзе вряд ли был второй такой человек я бы сказала народный - государственник.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему