НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДЫГА – АДЫГЭМ И ЯЗЫНЫКЪУЭ ХЬЭЛ-ЩЭНХЭР

Ранее, характеризуя адыгскую ментальность, мы отмечали такие ее важные составляющие, как безусловное следование нормам адыгского этикета, абсолютное уважение к старшим и к женщинам, наличие системы воспитания детей и подрастающего поколения. Однако, картина станет более полной, если хотя бы вкратце затронем некоторые черты характера, которые всегда адыги предпочитали видеть в своих близких, а большинство и сейчас следует этим нормам.
У мужчин это, безусловно, мужество, храбрость, отвага, умение владеть оружием, а у девушек – кротость, мягкое воспитание, нравственная и моральная чистота, умение вести домашнее хозяйство и ценить семейное благополучие. У тех и других должны быть любовь к близким, добросердечие, потребность следовать АДЫГЭ ХАБЗЭ, стремление приносить пользу людям. Все эти качества должны быть в наличии и сейчас. Однако, существуют некие нравственные ориентиры, привитию которых своим детям адыги во все времена уделяют особое внимание. К ним следует отнести: гулъытэ, гукъэк1, гущ1эгъу, зыхэщ1ык1, ук1ытэ, емык1у.
К самым важным из них мы склонны отнести в первую очередь понятие ГУЛЪЫТЭ – ВНИМАНИЕ. Русское слово «Внимание» не передает полный смысл понятия ГУЛЪЫТЭ. Возможно, к этому слову следует добавить и слова «внимательность», «чуткость», но и они в полной мере не раскрывает всю суть, которую адыг вкладывает в это емкое понятие. ГУЛЪЫТЭ и ГУКЪЭК1 (непереводимое слово, близкое к понятию «предусмотрительность», букв: «что сердце подсказывает») очень важные составляющие характера адыгского человека, которые характеризуют не только его образ жизни, а возможно, и не столько образ жизни, сколько его мировосприятие и мироощущение. Поэтому, когда мы в этом материале говорим ГУЛЪЫТЭ, ГУКЪЭК1, то под ними подразумеваем все, что охватываются понятиями внимание, внимательность, чуткость, предусмотрительность и, конечно же, уважение.
Гукъэк1 и гулъытэ в адыгском этикете не прописаны, но они занимают прочное место в основе уважительного отношения адыгов друг к другу. Правильно воспитанный адыг еще в раннем возрасте в своем характере резервирует прочное место для нравственного внимания к окружающим, на котором зиждется и его повседневная жизнь, и его поведенческие мотивы, и стимулы, которые ему дают желания и силы, чтобы безусловно следовать нормам АДЫГЭ ХАБЗЭ.
В отличие от понятия «внимание» в обычном понимании этого слова, ГУЛЪЫТЭ связано главным образом с характером личности и в гораздо меньшей степени с какими-либо физиологическими процессами и механизмами. Строго говоря, эта - особая форма любознательности или пытливости, способность выявлять, распознавать, предусмотреть, если хотите, переживания или состояние человека с тем, чтобы затем по-доброму, по-человечески отреагировать на них, высказывая свое доброе расположение, свое человеколюбие и готовность помочь. К проявлениям такого внимания относятся, прежде всего, предупредительность одного человека по отношению к другому человеку. Каждый из нас ежедневно встречается с фактами чуткого, внимательного и предупредительного отношения других лиц к себе: человек предупредительно открыл перед вами дверцу автомобиля, пошел за полотенцем, увидев, что вы намерены умыться, предложил подвести вас на машине – таких примеров очень много, но адыг настолько привык к этому явлению, что автоматически осуществляет эти действия, практически не заостряя свое внимание на собственных действиях.
Вот, допустим, расспросы о здоровье человека, домочадцев, родственников и коллег, поздравления с радостным событием, искреннее соболезнование, всякого рода предупредительные жесты, движения, действия, исполняемые в интересах партнера по общению. Во всех случаях это забота о других людях, приятное и лестное для них свидетельство их значимости в глазах окружающих. Внимательность, чуткость и предусмотрительность для человека важны всегда. Так, предусмотрительная жена, досконально изучив «повадки» мужа, может заранее предвосхитить его вопросы, действия и поступки. Даже находясь в другом отдаленном от него месте, она в каждый конкретный момент знает, что он делает и с какими житейскими проблемами сталкивается. Такое знание супруга – высший пилотаж отношений, свидетельство уважения, заботы, привязанности и любви.
Человек, приверженный к АДЫГЭ ХАБЗЭ, стремящийся передать все ее богатства подрастающему поколению, независимо от того, делается это в семье, в школе или еще где-нибудь, должен постоянно воспитывать у них внимание, внимательность, уважение, чуткость по отношению к другим людям, развивать предусмотрительность. Желательно учить детей ориентироваться в выражении лица, глаз, в речи человека, чтобы на основе мелких деталей поведения они могли, например, догадаться о горе, отчаянии другого человека. Воспитывая внимательность у школьников, учитель заботится о формировании у них товарищества, дружбы, чувства коллективизма.
Внимательность формируется в деятельности. Так, педагогическая деятельность формирует устойчивое, способное к распределению и переключению внимание. Если внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающий мир, учится и работает значительно успешнее, чем невнимательный человек.
Одна из граней рассматриваемого понятия – чуткость. Можно ли это перевести, как ГУМАЩ1Э или ГУЛЪЫТЭ? Во-всяком случае, это довольно близкие понятия. Если вдуматься, то и то, и другое - это умение коснуться человеческой души едва заметным движением доброго сердца, направленного в сторону души другого человека. Это трепетное, нежное и ласковое отношение к любому существу. Это потребность души и сердца, которая приводит человека к благим деяниям.
Адыг по своей природе тонко чувствует других, их переживания, эмоции, чувства. Такое свойственно людям, имеющим доброе сердце и большой жизненный опыт. Поэтому более опытные адыги, тонко чувствующие, те люди, которым довелось пережить достаточно много боли, страданий, прошедшие через какие-либо трудности и не сломались, должны не жалеть свое время и возможности, чтобы передавать молодым соотечественникам накопленный в этом плане потенциал. Ведь, человек устроен так, что хорошо начинает понимать переживания других, если они душевно будут о них рассказывать.
Чуткость и внимательность – это всеобъемлющая потребность быть полезным, важным и нужным тем, кто в тебе нуждается, а также тем, кто близок тебе и дорог, любим тобою.
Чуткий и внимательный, тактичный и мягкий человек, как правило, бывает верным спутником по жизни, отличным другом, его можно назвать настоящим, незаменимым другом, каких единицы. Они очень любят людей, любят все, что их окружает и очень трепетно, заботливо ко всему относятся. Не дают разгореться ране еще больше, исцеляют ее своей любовью и непоколебимой верой в того, на кого направили лучи своей яркой и доброй души. Чуткие люди способны отогреть сердца многих, даже тех, кому начинает казаться, что это просто невозможно. Но чуткости любые барьеры по силам.
Любой человек нуждается в таком внимании со стороны окружающих, все хотят, чтобы их любили, принимали в расчет их чувства, желания, мечты. Категория ГУЛЪЫТЭ, таким образом, - выражение способности и необходимости удовлетворять потребность окружающих в нравственном внимании, создавать для других определенный психологический уют. Поэтому она предстает в виде одного из наиболее важных моральных качеств личности, и отсюда разного рода оценочные понятия: «Гулъытэ зиIэм и хьэм сыкъишх» («Имеющий чуткость и внимательность – готов, чтобы собака такого меня покусала»), «Зы дэ закъуэк1э уигу сыкъэук1и, а дэ закъуэри кунэфу къыщ1эук1» (Чтоб ты вспомнил меня хоть одним орешком, согласен, чтобы он даже пустой оказался»), «Нэр маплъэ, гум елъагъу» («Глаз смотрит, сердце видит, распознает»), такие выражения, как «Гулытэшхуэ зыхэлъ ц1ыху» – человек имеющий в характере чуткость, внимательность, «Гу нэхъ жэр щы1экъым» («Быстрее сердца ничего нет» - имеется ввиду, что сердце чувствует быстрее всех), «Гум илъыр нэгум къуегъащ1э» («Что на сердце есть – на лице видно), «Гулъытэншэ» - лишенный внимательности, чуткости, холодный, черствый человек, и таких выражений в языке очень много, что свидетельствует о неординарном отношении нации к такому явлению.
Также важность понятий ГУЛЪЫТЭ, ГУКЪЭК1 у адыгов подчеркивается наличием в языке общения многочисленных слов, осуждающих тех, для кого не представляются важным следования принципам человеколюбия, заложенным в адыгском этикете. Такие люди в народе не воспринимаются и отсутствие гулъытэ, гукъэк1 считается большим недостатком, называют их нелестными словами: «Гунэф» - букв.: «слепое сердце», «И напэр ф1ыц1эщ» («Лицо у него черное»), «хьэтырыншэ», «хьэрчэтыншэ», «мыхьэнэншэ» - безинициативный, нехороший. У человека со «слепым сердцем», «с черным лицом» нет чуткости, тонкости, проницательности, должной внимательности к состоянию человека.
Понятие ГУЛЪЫТЭ очень тесно увязано и с другой чертой человеческого характера – ГУКЪЭК1 (догадливость). Когда о ком-либо говорят, что «гукъэк1 и1эщ» - «обладает способностью догадаться», под этим подразумевается, что он добр, чуток, и в то же время находчив, догадлив, предупредителен. Такой человек готов откликнуться на чужую радость, боль или беду каким-либо неожиданным, неординарным жестом участия, опираясь на забытую или игнорируемую другими информацию. Например, если ставший большой знаменитостью человек навестит с подарками забытого всеми старого учителя, то о нем с уважением скажут: Гукъэк1 и1эщ, ц1ыхугъэшхуэ хэлъщ – «Догадливость имеет, большой человечностью обладает».
Обычно действия, диктуемые догадливостью, нравственным озарением, являются для адресата приятной неожиданностью. И совершаются они без каких-либо требований, просьб или намеков со стороны. Словом, это самостоятельное, спонтанное движение навстречу не озвученным желаниям людей, проявление внутренней потребности и готовности человеколюбия. Необходимую для нравственного мышления и поведения информацию нравственная память черпает главным образом в событиях и ситуациях прошлого или рассказам об адресате внимания, которые внешне никак не связаны с текущим моментом. Только по этическим соображениям они становятся актуальными в данное время. Гукъэк1 - этически значимая форма соотнесения прошлого с возникшей ситуацией, нравственный отклик былого на настоящее. И, кстати, чем дальше в глубь прошлого проникает нравственная память, тем больше ценится базирующаяся на этом активность.
Людям, занимающимся воспитанием адыгских детей и подростков, необходимо развивать такую их способность, сознательно приучая и, даже, побуждая и принуждая их к этому. Каждый день перед человеком встает вопрос, что именно следует вспомнить, чтобы наилучшим образом, этически грамотно отреагировать на ту или иную ситуацию. Это требует и определенной мыслительной работы - мышление определяет, когда и что необходимо вспомнить. Нам часто приходилось сталкиваться с таким явлением, работая в сфере журналистики – при подготовке материала в печать, память вдруг, без видимой связи, выискивает и находит в голове именно тот факт, который нужен именно в этот момент. Только эту способность нужно развивать. Кроме того, именно способность мыслить или акты нравственного понимания - зыхэщ1ык1 доводят данный процесс до логического завершения, до уточнения всех нюансов «добра и зла». Отсюда выражение: «Зыхэщ1ык1 зи1э ц1ыху» - «Понимающий человек», «Человек с пониманием», то есть умный, проницательный, понимающий и добрый. Вот еще одна из пословиц, подтверждающая важность для адыгов понятия нравственного понимания: «Бжызо1э сипхъу, зыхэщ1ык1 си нысэ» - «Говорю тебе дочь, но ты пойми меня сноха». Способность понимать друг друга адыги развивали в своих детях с малых лет, и этому есть множество свидетельств в адыгском устном народном творчестве.
Участие в судьбе другого человека, соучастие, сострадание, умение сопереживать были в характере адыгов во все времена – в науке данное явление принято называть эмпатией, а адыги говорят ГУЩ1ЭГЪУ. Нельзя сказать, что и сегодня мы лишены этого нравственного качества и это понятно: питательной внутренней средой человеколюбия является свойственное человеческой природе вообще и адыгам в частности стремление помочь попавшему в трудную ситуацию человеку.
Когда мы готовили данный раздел к печати, мы решили уточнить отношение наших соотечественников к понятиям ГУЩ1ЭГЪУ, ГУЛЪЫТЭ и в социальных сетях провели опрос, результаты которого подтверждают наши выводы, что адыги склонны к человеколюбию, имеют готовность и желание помочь страждущим. Более того, им доставляет удовольствие помогать другим людям, причем 90 процентов опрошенных не ждут какой-либо отдачи или дивидендов от совершенных благих дел. То же самое подтверждают и результаты деятельности благотворительных фондов, в публичной отчетности которых невооруженным взглядом можно увидеть готовность наших людей предметно помочь нуждающимся в их помощи.
Например, внимательно отследив деятельность организации «Черкесский ренессанс» в плане благотворительности, мы заметили, что если наши люди уверены, что направляемые ими средства на благотворительность иду по назначению, то их добросердечие может удивить своим размахом. Следует сказать и о том, что значительная часть этих людей – адыгская молодежь до 35 лет. Думается, здесь уместно будет привести стихотворение знаменитой адыгской поэтессы Инны Кашежевой о доброте адыга и готовности помочь ближнему в любое время.

Инна Кашежева

В доброте кабардинца, в его простоте,
Так легко убедиться, оказавшись в беде.
Все отдаст что имеет, и проскачет всю ночь,
Если только сумеет хоть кому-то помочь.
Посмотрите на лица, загляните в глаза -
в доброте кабардинца усомниться нельзя.
Гостю - первое место в кабардинском дому.
Может быть, неизвестно об этом ему?
Пусть приходит. Сейчас же будет принят как брат
Дом наш - полна чаша, даже пусть не богат.
Для случайного гостя, для того, кого ждут,
в доме каждого горца угощенье найдут.
Принесут ли гостинец иль пустую суму, -
все равно кабардинец гостю рад своему.
И стаканы сойдутся у большого стола
и, конечно, найдутся то, что надо слова.
Ну, а если случиться очутиться в беде, -
повод есть убедиться в доброте кабардинца, в его простоте.
Ты его лишь окликни, он тотчас же придет и поможет.
Адыги - бескорыстный народ
И не станет гордиться добрым делом своим.
Это долг кабардинца - на том и стоим!

Также немаловажным следует считать и то, что ГУЩ1ЭГЪУ так активно проявляется в не самые лучшие в экономическом отношении, время. О таких людях, об участливом человеке, всегда и с большим уважением говорят: «Гущ1эгъушхуэ хэлъщ, гущ1эгъу ин хэлъщ» - «обладает большой способностью участия, умеет сопереживать», «Ц1ыху гущ1эгъулыщ» - «Человек сердечный, участливый, умеющий сопереживать». Если данное качество выражено слабо, в отзывах звучат оттенки сожаления, досады, осуждения: «Гущ1эгъу хэлъкъым, гущ1эгъуншэщ» - «бессердечный, черствый, жестокосердный».
Ясно, что такие качества необходимо формировать и всячески поддерживать усилием воли, под контролем моральных принципов и правил, четко прослеживаемых в АДЫГЭ ХАБЗЭ. Человек устроен так, что откликается на переживания, на бедственное состояние других людей не только в силу чисто эмоциональной отзывчивости - непроизвольно, но может откликаться и вполне сознательно, напрягая свое внимание, память, мышление, то есть - налицо одна из форм самопожертвования.
Принуждение к формированию таких качеств, здесь надо понимать правильно, не насильственное, а продуманное, с учетом психологии молодежи, больше «нажимая» на их моральный долг или акт благотворительности. Например, «Ц1ыхум гущ1эгъу хуэщ1ын хуейщ» - «Необходимо принимать сердечное участие в делах других людей»; «Гущ1эгъу къысхуищ1ащ» - «Принял сердечное участие в мне». В качестве отрицательной характеристики используются высказывания типа: «Ц1ыхум гущ1эгъу хуищ1ыркъым» - «Не принимает участия в делах людей»; «Гущ1эгъу къысхуищ1акъым» - «Не принял участия во мне». Наш старый друг Залимхан Хакиров из поселка Залукокоаже нам рассказывал, как его отец запрещал им садиться за стол, пока они(дети) не отнесут еду бедным соседям. Зато и он сам, и его старший брат Мухамед, его сестры выросли добрыми и сострадательными людьми, и в том населенном пункте все это знают. С тех пор, как он это рассказывал, прошло много лет, Залимхана уже давно нет в живых, а этот пример, который он привел, запомнился на всю жизнь. Этим мы хотим заметить, что способы, как научить подрастающее поколение быть добросердечными, не так мало.
Следует сказать еще и о том, что развитую восприимчивость к переживаниям людей принято расценивать как врожденное качество, как особый, почти божественный дар. На самом деле, не всем дано проникнуть во внутренний мир другого человека, понять и, главное, принять близко к сердцу его радость и боль, иначе не встречались бы бездушные люди в таком количестве. У каждого в этом смысле свой, присущий только ему, порог чувствительности. В то же время бытует мнение, что степень чувствительности воспитывается и меняется с возрастом. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все рассматриваемые человеческие качества действуют в унисон с основными требованиями адыгской этики. Поэтому рекомендуем не подавлять, а всемерно поощрять и развивать такой дар. В частности, детей уже с 2-3-летнего возраста нужно приучать распознавать и чувствовать боль, радость или страдания окружающих. Мы были свидетелями того, как цыгане приучают своих детей умению сопереживать уже в трехлетнем возрасте – не в этом ли, в том числе, секрет их дружной жизни?
Говоря об особенностях характера адыгов невозможно обойти такое понятие, как восприятие общественного мнения. Собственно говоря, АДЫГЭ ХАБЗЭ во все времена держалась на том, что ее не нарушали из страха перед общественным мнением. «Что скажут люди!» было главным критерием добросовестного соблюдения адыгского этикета. «Что скажут люди!» было определяющим моментом, почему и стар, и млад знали все положения АДЫГЭ ХАБЗЭ, так как не знающий эти нормы человек мог быть обсмеян, его могли не считать за нормального человека.
Что же такое общественное мнение? Считается, что это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Как и во всем мире, ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.
Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Нам представляется, что в адыгском сообществе воспитательная функция АДЫГЭ ХАБЗЭ развивает в человеке чувство нравственной ответственности. Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает, если его правильно применять. Общественное мнение и слухи формировали формируют и прививают определенные нормы социальных отношений. В данном случае адыгский человек учится нести ответственность за свои слова и поступки не только перед адыгским сообществом, как это было раньше, но перед всем социумом.
Что же здесь является главным? У адыгов всегда во главу угла ставили неудобства, создаваемые для отдельного человека, отдельной семьи или отдельного рода из-за незнания или несоблюдение обычаев и традиций. Испытываемое неудобство у адыгов принято обозначать емким словом ЕМЫК1У, которое при переводе на русский язык многое теряет, так как вмещает в себя то что в русском языке принято обозначать словами: нехорошо, непристойно, стыд, страх, боязнь.
ЕМЫК1У - сложное состояние человека, в котором доминирует боязнь или страх, и прежде всего "страх перед ожидаемым бесчестьем" (Платон). Но человек страшится не только внешнего суда - суд совести внушает еще больше опасений, вселяет тревогу, вызывает смятение, чувство вины. В системе адыгской этики такой страх (боязнь) ассоциируется со стыдом, как необходимым моральным свойством. Кабардинцы, например, говорят: «Шынэ зиIэм укIытэ иIэщ, укIытэ зиIэм напэ иIэщ» - «Имеющий страх имеет стыд, имеющий стыд имеет и честь». Когда хотят сказать, что у человека притупились нравственные чувства, в первую очередь, ссылаются на отсутствие страха: «Шыни, укIыти, напи иIэкъым» -«Лишен и боязни, и стыда, и чести».
Страх или боязнь общественного мнения, как можно заметить, включается в систему механизмов морального контроля и самоконтроля. Но это вторичный, культурный страх, наиболее полным и точным отображением которого является термин шынэ-укIытэ - "страх-стыд". Если говорят: «шынэ-укIытэ хэлъщ» - «обладает страхом-стыдом», имеют в виду человека, который страшится "потерять лицо" - честного, справедливого, совестливого. Существует убеждение, что наличие данного свойства поддерживает и укрепляет важные моральные качества личности: человечность, почтительность, чувство меры и т. д. С другой стороны, это боязнь прослыть робким, малодушным. Этический страх заставляет и приучает человека действовать решительно и смело. В отличие от страха вообще или первичного, животного страха, который парализует и деморализует человека, этический страх конструктивен, заставляет оставаться в рамках приличий в самых сложных ситуациях. Но генетически он связан с первичным страхом.
На протяжении многих веков адыгский народ пронес с собой понятия необходимости стыдиться за те или иные непристойные проступки или выражения. Понятие ЕМЫК1У – стал общим выражением непристойного, неприличного, неуместного в поведении, в действиях, в разговоре. Так оценивают бестактность, хвастовство, пренебрежительность, проявляемый собеседником, высокомерие, бранные слова, тщеславие, неприлично громкий смех, развязную позу или походку, неопрятность в одежде, прожорливость, жадность, вспыльчивость, властолюбие, чрезмерную болтливость и т. д. Слово емыкIу используется широко и разнообразно, например: «Ар емыкIущ» - это емыкIу, то есть «это бестактно, неприемлемо»; «емыкIу умыщIэ» - «не поступай бестактно». Как осуждение неуместных слов, конкретного неприличного действия, движения или поступка звучит фраза «ЕмыкIу къэпхьащ», означающая: «Ты опозорился» или «Ты покрыл себя позором».
Противоположное значение имеет термин ЕК1У - пристойный, приличный, тактичный. Антитеза екIу-емыкIу охватывает всю сферу, всю многоцветную палитру приличного и неприличного, морального и аморального. Однако на деле нужен большой жизненный опыт или постоянное обучение, позволяющие определять, что именно в реальной жизни и в конкретной ситуации подпадает под эти понятия. Поэтому советуют: «ЕкIумрэ емыкIумрэ зэвгъащIэ» - «Узнайте, что прилично и что неприлично»; «ЕкIумрэ емыкIумрэ зэхэвгъэк1ыукIыу зевгъасэ» - «Научитесь отличать приличное (пристойное) от неприличного (непристойного)». Однако, в наше время одними советами не обойтись. Необходимо шире практиковать открытие адыгских культурных центров, воскресных школ и иных мест, где молодежь и подростки могли бы общаться, учить свой язык, свои обычаи и традиции. При этом важно, чтобы такие центры существовали за счет пожертвований, грантов или иных поступлений, ибо чрезмерная нагрузка на семейные бюджеты способны сгубить хорошее дело.
Целью обучающих программ в таких центрах могли быть воспитание таких молодых людей, которые в последующем станут популяризаторами АДЫГЭ ХАБЗЭ. Поэтому важно хотя бы первую партию обучаемых выбрать наиболее подготовленных молодых людей. Ведь, в таких случаях правильная ориентировка предполагает кроме интеллекта и определенное эстетическое чутье. Человек обязан знать, насколько органично вписывается он в ситуацию, насколько уместны его слова, жесты, позы, взгляд, улыбка, смех, интонация, детали одежды, прическа, походка. Все это должно отвечать представлениям о пристойном, а, следовательно, о красивом, уместном, гармоничном - екIу. В АДЫГЭ ХАБЗЭ поведение человека прямо связана с понятиями о приличии.
Человек призван соответствовать красоте и гармонии окружающего мира, общества в котором он живет. Даже в тех случаях, когда он не нарушает каких-либо правил АДЫГЭ ХАБЗЭ, а всего лишь невпопад или некстати говорит, смеется, жестикулирует, встает, садится и т. д., - это вызывает негативные реакции. Поэтому вводится смягченная оценка подобных отклонений, с уклоном на ее неэтичность - екIукъым, езэгъкъым, хъуркъым. Поэтому вовсе не случайно, прежде чем исполнить то или иное действие, часто приходится слышать, как спрашивают: «Мыпхуэдэу сщIым емыкIу хэлъ?» - «Прилично ли будет поступить таким-то образом?» В большом ходу просьба: «ЕмыкIу сыкъыумыщI» - «Не посчитай за бестактность». Мы здесь видим несколько характерный жест, а возможно правильнее будет сказать, реакция человека воспитанного, который уважает собеседника и сам себе знает цену. Совершенно другой оттенок у обращения появляется, когда человек говорит: «Емык1у сыкъумыщ1, кхъы1э!» - «Ради бога, не осуждай меня!», когда во фразе появляется подчеркнутая учтивость. Нечто подобное наблюдается в ситуациях, когда в ответ на извинения человека говорят: «Умыгузавэ емыкIу лъэпкъ усщIыркъым» - «Не беспокойся, я не усматриваю в этом и малой доли негатива». Тем самым дают знать, что хорошо понимают ситуацию, входят в положение человека, не осуждают или прощают его. Однако, в современной адыгской речи нередко можно услышать и такое: «Къысхуэбгъэгъунщ, сэ зыри бжезмы1эу уи машинэм сит1ысхьащ…» - «Ты извинишь, но я без твоего ведома сел в твою машину…» Как видим, здесь практически нет самого факта извинения, разве что попытка обозначить некую малозаметную любезность, не имеющая ничего общего с нормами не только адыгского, но и какого-либо другого этикета. Такую элементарную невоспитанность старшие должны пресекать, зачислив такие высказывания адыгов в разряд ЕМЫК1У.
Представления о приличном и неприличном являются важным компонентом глубинных структур сознания и самосознания у адыгов. Если человек рефлекторно отмечает с тревогой или с досадой: «ЕмыкIу къэсхьащ» - «Навлек на себя позор», или взывают к чьей-то совести: «Емык1ур щэ?» - «А как же позор?» - это не что иное, как присутствие голоса совести, реакция на испытываемый человеком стыд, а во втором случае – ожидаемая реакция на стыд.
Нет надобности пространно объяснять, какое важное значение в наше время имеет правильное понимание понятия «Стыд», т. е. стыд перед людьми и их мнением, а вернее – некоторой утратой способности стыдиться. И это связано большей частью с нашей тягой к европейской цивилизации через русскую культуру. Вводятся обычаи, разрушающие нравственный порядок адыгов, общественный и семейный уклад народа.
Понимая, что адыги лишены возможности следовать иной культуре, нежели европейской, все же мы склонны предостеречь наш народ: нельзя бездумно следовать им, совесть должна восставать против них. И, хотя, казалось бы, неудобно идти против общего направления века, времени, когда все так восхваляют современные усовершенствования, все же мы уверены, что все эти новомодные течения не подходят духу адыгов, многовековым устремлениям народа. Посудите сами: выходит мода в одежде, нередко безобразная и неудобная, и вредная для здоровья – нельзя не следовать ей, так как стыдно перед людьми, когда все ей следуют, хотя для большинства любителей моды это и дорого, и средств у них мало, и семьи их от этого страдают. Смущается юноша, когда развратные товарищи влекут его к преступным удовольствиям, – нельзя бежать от них, так как это значило бы противиться современной цивилизации, да и стыдно показаться недорослем, боящимся гнева отца и матери и не умеющим завоевать себе свободу. Внутренне страдает девушка, попавшая в общество людей, поставивших себе целью развитие и высвобождение женщины из-под влияния старинных адыгских правил скромности и целомудрия, но она вопреки совести молчит и не выражает негодования, так как стыдно показаться непонимающею современного движения к установлению полноправности и равенства женщины с мужчиною и свободного отношения полов.
Однако, это ложный стыд. Не этот стыд должен сопровождать подрастающее поколение адыгов. Правильное чувство стыда - это то, что возникает перед лицом публики, перед своими соотечественниками, соседями, родственниками, которые осуждают за содеянное или сказанное. Это ощущение берет начало и подогревается наличием в обществе общепринятого морального кодекса и свода правил, в нашем случае – АДЫГЭ ХАБЗЭ.
В целях собственного самосохранения адыгское сообщество обязано перед лицом будущих поколений сделать все от него зависящее, чтобы вернуть своему народу понятие ответственности перед общественным мнением. При подготовке материалов данного раздела мы провели опрос в социальных сетях, в ходе которого интересовались тем, как сограждане относятся к общественному мнению. Ответы способны удручать: если подавляющее большинство опрошенных из числа старшего поколения все еще считаются с тем, что подумают или скажут люди, то среднее и молодое поколение в основном не зацикливаются на понятии ЕМЫК1У. Такое положение вещей необходимо иметь ввиду всем структурам, которые считают своим долгом воспитание адыгских детей и молодежи, а также семьям, имеющим детей.
Продолжение темы смотри в следующей статье ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и ЧУТКОСТЬ - ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему