КХЪУЕЙПЛЪЫЖЬК1ЭРЫЩ1Э - ПОДВЯЗЫВАНИЕ КРАСНОГО СЫРА

Наверное, нет народа имевших и сохранивших такое разнообразие обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, как у адыгов. Помимо небольших, не выходящих за пределы семьи ритуалов, есть еще немало и таких, которые проводятся с участием всех родственников, соседей, коллег. Разумеется, все они призваны обеспечить ребенку здоровье, предохранить его от злых духов, создать нормальные условия развития, да и просто порадоваться за близких, за рождение нового человека. Для этого, адыги традиционно из поколения в поколение передавали много эмпирических знаний и обрядов, которые способствовали правильному росту ребенка, его физическому и умственному совершенствованию.
Весть о том, что в семье ожидается пополнение, все ее члены, естественно, воспринимают с радостью. Так было и раньше, однако никаких приготовлений - постельные принадлежности, пеленки, люльку, одежду и прочее, как сейчас - не делали. Более того, это считалось грехом, хотя, наши предки, скорее всего, желали обмануть здых духов и делали все, чтобы о пополнении в семье они узнали, как можно позже или не узнали вовсе. Причина лежит на поверхности - детская смертность была высокой, и, потом, явно показывать свое особенное желание иметь ребенка, АДЫГЭ ХАБЗЭ не позволяла.
И все же, когда ожидаемое пополнение становилось явственнее, глава семейства, как бы незаметно для всех, но и особенно не таясь, начинал пропитывать длинный кожаный ремень маслом, а его жена коптила в очажной трубе круглый сыр (кхъуей плъыжь). Их примеру следовали и другие взрослые члены семьи. Мужчины вроде бы для себя делали уздечки, путы, недоуздки, плетки, различные принадлежности конской сбруи, а женщины - предметы рукоделия: платочки, кисеты, разного рода темляки, плетения из золотых ниток и т. д. Все это делалось на случай, если родится мальчик, чтобы устроить обряд «Подвешивание красного сыра» - кхъуейплъыжькIэрыщIэ. Следует подчеркнуть, что особенно это было принято в семьях, где ожидание мальчика затянулось.
Этот красивый обряд в последние годы интенсивно возрождается, и это еще один из признаков того, что и АДЫГЭ ХАБЗЭ в целом все очевиднее снова входит в нашу жизнь. В обряде принимают участие родственники, соседи, односельчане - все, кто разделяет радость семьи, в которой родился мальчик. В отличие от давних времен, когда старший сам не афишировал свои намерения, сейчас принято даже хвастаться, что он намерен провести такое грандиозное мероприятие. Это и понятно, сейчас уже не так боятся злых духов. Но и раньше особо не скрывали. Например, если главу семьи, как бы между прочим спрашивали друзья, родственники, что он намерен делать, то все-таки давал знать: такое событие он не оставит незамеченным. Другие же члены семьи без утайки могли сообщать об ожидаемом торжестве и о ремне, который пропитывается маслом. Что означало это, было понятно каждому адыгу: во-первых, будет жертвоприношение в честь рождения внука, во-вторых, и сам обряд «подвязывание красного сыра». Таким образом, обряд «Подвязывание красного сыра» был и остается первым мероприятием в череде шумных и длительных празднеств в связи с рождением ребенка. Кроме внутрисемейных маленьких событий типа появление первого зуба, сказанное первое слово и т.д., до сих пор активно празднуется первое пеленание ребенка, первый шаг ребенка. Мы их все рассмотрим.
Как же проводится этот поистине всенародно любимый праздник? Естественно, по-разному, и зависит от фантазии организатора и материального состояния семьи. Ничего плохого в масштабах мероприятия мы не видим, но будет обидно, если проведение такого красивого мероприятия сведут на нет неубиваеме стремление некоторых наших соотечественников превращать любое дело в способ самовозвеличивания, в повод показать окружающим свое материальное превосходство. Дело в том, что семья, которая не может соперничать с иным богатеем, просто не стант устраивать КХЪУЕЙПЛЪЫЖЬК1ЭРЫЩ1Э и по этой причине у людей будет одним красивым праздником меньше. Поэтому, мы призываем всех адыгов не превращать праздники души в показатели своей могущественности.
Если же говорить о самом обряде, то для проведения возводится специальное сооружение для «Подвязывания красного сыра». Во дворе в землю вкапывается два высоких столба (до пяти и более метров в высоту) с достаточно крепкой, чтобы выдержать взрослого человека, перекладиной. Посередине перекладины такого П-образного сооружения подвешивается кабардинский копченный сыр. Рядом с ним спускается хорошо промасленный кожаный ремень, который нижним концом почти касается земли. По обе стороны от сыра и ремня развешиваются призы. Раньше это были те, что заранее готовили как домочадцы, так и девушки села: уздечки, недоуздки, путы, предметы девичьего рукоделия: кисеты, платочки, темляки (дэнлъэч), различные шнурки из золотых нитей. Причем вещицы, сделанные самыми красивыми, желанными для всех молодых людей девушками, вешали подальше от ремня, чтобы трудно было их достать и снять.
В наше время, естественно, набор этот в корне изменился, и если в прошлом призы для «подвязывания красного сыра» делали девушки и парни своими руками, то сейчас их покупают. Принципиальное различие состоит в следующем. В прошлом молодые люди поднимались по промасленному ремню, соревнуясь, кому удастся сорвать именно тот приз, что приготовлен той или иной девушкой, кто завладеет искусно сделанным темляком самой известной красавицы округа и т. д. Слава о таком молодом человеке разносилась по всем весям, и нередки были случаи, когда это служило началом дружбы, любви девушки с таким смельчаком. Сараби Мафедзев пишет, что по свидетельству Ибрагима Шериева из сел. Каменномостское Кабардино-Балкарии, который считался одним из прославленных мастеров снятия почетных призов на этом обряде, удача в таких случаях являлась самым верным способом обратить на себя внимание любимой девушки. Современные же парни из-за таких пустяков не станут соревноваться, да и девушки оценивают потенциальных женихов по несколько иным критериям, хотя мимо внимательных взглядов девушек вряд ли пройдет ловкость какого-нибудь молодого человека.
Поэтому, чтобы привлечь больше участников, теперь на перекладине развешивают дорогие смартфоны, телефоны, путевки на отдых, костюмы, рубашки, коллекционные водку, коньяк, а однажды, рассказывали, повесили даже ключи от легкового автомобиля.
Подобные измения произошли в проведении и самого обряда. Если раньше молодой человек, который поднялся по кожаной веревке, должен был обязательно откусить кусочек от круглого сыра, а затем уже попытаться снять какой-нибудь приз, то теперь сыр на перекладине висит как камуфляж, никто его не трогает. Сейчас не очень, но раньше следили за тем, каким образом поднимаются по ремню. Это следует делать только при помощи рук, не касаясь ремня ногами. Конечно, это удается далеко не всем. Промасленный ремень не дает возможности реализовать себя, выскальзывает из рук, одни не дотягиваются и до середины, никто не пытается откусить кусочек сыра.
Тем не менее, все это вызывает, как и раньше, смех, шутки, восторги и переживания болельщиков, которые вызывают азарт и упорство молодых людей. Это испытание силы, ловкости, мужества. Шапсуги наряду с трапециевидным сооружением применяют просто гладкий скользкий столб. Для этого в землю вкапывают свежесрубленное дерево (из лиственных пород), предварительно очистив его от коры. Наверху такого столба укрепляют корзину с разными яствами. Взобравшись на столб с помощью рук и ног, молодой человек вправе достать из корзины столько, сколько может. Понятно, что и это, как и когда взбирались по ремню, удается немногим.
И у них, и у нас неудачников дразнят, над ними посмеиваются – раньше больше, сейчас уже не так, а чтобы вызвать улыбку людей. Но, несмотря на это, охотников испытать свои силы и ловкость всегда достаточно много. Едва только один успевает спуститься на землю, другой уже лезет за призом. Овладеть им и подарить тут же стоявшим девушкам раньше было счастьем для каждого молодого человека, но сейчас больше стараются для себя, но, возможно, эти подарки вручаются не публично.
В обряде раньше участвовали также мужчины среднего и старшего возрастов, но они, естественно, не поднимались по веревке за сыром и призами, а стреляли из пистолетов и сбивали их. В наше время такое не практикуется, так как ношение оружия законодательством запрещено. В зимнее время обряд проводить не совсем удоно, погода может испортить праздник. Так было и в давние времена, зато в помещении и во дворе организовывали шумные игры, национальная борьба, соревнования по метанию камня, бревна, перетягиванию друг друга с помощью обруча и т. д.
Конечно же, как это принято в нашем сообществе, имеющий радость хозяин никогда не отпустит гостей без угощения. При этом замечено, что застолье после КХЪУЕЙПЛЪЫЖЬК1ЭРЫЩ1Э всегда проходит значительно веселее других празднеств, так как сопровождается эмоциями и рассказами об увиденном накануне. Спиртных напитков также употребляется значительно меньше и это добрый знак. В средствах массовой информации, художественных произведениях, а также в социальных сетях довольно часто можно встретить утверждения о том, что адыги не смогут проводить празднества, в том числе и застолья без спиртных напитков. Однако, заметное уменьшение как количества пьющих людей, так и объемов потребляемого алкоголя, а также жизнь наших соотечественников за рубежом явственно показывают, что, слава Аллаху, мы идем по пути выпрямления ситуации и здорового образа жизни.

х                 х                  х

Вот описание КХЪУЕЙПЛЪЫЖЬК1ЭРЫЩ1Э, которое дает незабвенный Эльберд Мальбахов в романе «Страшен путь на Ошхамахо». Не знаю где автор получил информацию, но во время этого обряда в наших краях, по свидетельству ученых, участники обряда лазили за призом по промаслянному ремню, а по столбу лазали у западных адыгов
…На другом конце выгона толпа молодежи окружила высокий, обильно смазанный жиром столб, на самом верху которого была прикреплена доска с разными соблазнительными приманками. Тут и подкинжальные ножи, и жен­ские серебряные пояса, и красивые чаши, и «ряболицые из Крыма» - наперстки, и богато отделанные газыри, а с самого края доски, куда труднее всего было бы дотянуться, висели на тонком ремешке сафьяновые тляхстены и шапка - на­стоящий бухарский каракуль. Да, не поскупился и здесь добрый пши Кургоко!
Юноши и подростки один за другим бросались к столбу и карабкались вверх. Успех сопутствовал каждому в разной мере, точнее, до разной высоты, но конечный результат долгое время был одни и тот же - под дружный хохот и язвительные замечания толпы ретивые молодцы неизменно соскальзывали на землю. Наконец, одному из парней удалось добраться до самой доски, он потя­нулся рукой - тут все увидели его черную, измазанную в золе ладонь (вот хитер, балагур!) - и сумел ухватит ь самый близкий приз - женскую шапочку, расшитую бисером. Затем, не удержавшись, он стремительно съехал вниз - без сил, но с победой! Свою добычу он тут же вручил стоявшей ближе всех к нему девушке. Она улыбнулась парню и отступила от столба подальше: следующий подарок пусть достанется уже не ей.
Скоро с призовой доски исчезло все, что предназначалось для девушек, затем и мужские «игрушки», и только тляхстены с шапкой оставались недося­гаемыми - уж чересчур далеко надо было за ними тянуться.
Со стороны княжеского подворья раздался пронзительный голос «крикуна» . глашатая:
- Эй, маржа! Слушайте все! Настал час, когда лучшие из тех, кто с достоинством носит черкеску и проводит в седле больше времени, чем под крышей своего дома, будут соперничать в стрельбе, в скачках и искусстве ру­копашной схватки! Расступитесь, люди, по краям поля, освободите место для благородных состязаний. А все, кто имеет коня, оружие, даже простые землепашцы, могут участвовать в игрищах и оспаривать почетную награду - драго­ценный румскин панцирь. Так решил наш больший князь Кургоко! Хвала ему!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему