БОЛЬНО РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ

БОЛЬНО РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ,
или обзор мнений в Фейсбуке по вопросу отношения к вере.

Под таким заголовком в Фейсбуке была публикация, которая вызвала неоднозначную реакцию людей. Что же взорвало Фейсбук? Одна из подписчиц группы «Другой Нальчик», которая не сочла нужным назваться, выложила пост о некоторых «вопиющих подробностях», как она назвала, одной свадьбы, где пересеклись интересы взглядов на методы проведения современных торжеств.
Возмущение анонима вызывает в первую очередь, что на свадьбу пригласили глубоко верующих людей, хотя торжество претендовало на звание светской, несмотря на то, что (далее цитирую) «… жених был религиозен до кончиков волос. И мужская половина гостей была соответственно из подобного слоя общества. И вот сидя за столом, они накрыли ветчину сыр и т.д. салфетками как дерьмо какое-то, как бы ни было это еда в конце концов, ну не ешь ты и все, а если остальные хотят попробовать? Затем, с какими то громкими арабскими возгласами альхамдуллиялях типа «Я Алыхь, къытхуэгьэгъу ,мыр зытет 1энэ дыкьызэрыт1ысам щхьэк1э!» и т.д.
Я промолчала. Рядом сидящие нормальные парни переглянулись, но ничего не сказали. Дальше доходит до тоста, ясное дело, те не пьют алкоголь, но и сок даже не взяли. Другим мальчикам пофиг на них, смеются шутят, пьют, как и наши предки когда-то на настоящих кабардинских свадьбах. А эти сидят как на похоронах. Как будто силой их притащили. И самая жесть - все стоят танцуют, а на другой половине сидят в углу и делают намаз прямо в зале! Я все понимаю, но выйди ты из общего зала и сделай свой намаз, в конце концов. И в моменте думаю, вот вся наша молодежь в одном кадре, одни танцуют веселятся, а другие - в религии.
Ну, потом сели, и один говорит " е, типа ди кьуэшхэ, мы все понимаем верующие т.д., но раз вы пришли на адыгэ свадьба, ведите себя подобающе. Никому нет дела до вашей веры. Шхыныр 1умпэм фщ1ынумэ, фымыхъуэхъуэнумэ ,фыкъэмыфэнумэ ,зыри фыхуэмейм фыкьыщ1эк1уар сыт ? Зыми ф1эинтереснэкъым нэмэз фщ1ыуэ бжэкъуагъым фызэрыкъуэсым епльыну. Ахуэдэу щыхъук1э быдэу унэм фыщ1эс , ахъум фызэрымусльымэныр вгъэльагьуэну фыкъытричу ц1ыхум фыхэмыхьэу. Адыгэ щ1алэ зэп1эзэрыту дунейм фыщытемытыфк1э, зэрыхъук1э ц1ыху фызхэтым зыдевгъэк1у.
Естественно, те отреагировали негативно, хотели его вывести, но остальные парни заступились за него, обещали его достать потом, но он ничего плохого не сказал им.
Я чуть не встала и не зааплодировала. Настоящий адыгэл1, джигит. Завоевал мое сердце. Ну, я потом сказала ему об этом позже, но не суть. Я специально написала на кабардинском потому что так лучше передается смысл. Так вот, верующие, хочу сказать вам тоже самое, я не то что не люблю вас, но зачем ходить на свадьбу и вести себя так?
Публикация, прямо скажем, провокационная и, даже, авантюристичная. Она в едином порыве сумела задеть лучшие чувства как верующих, так и тех, кто предпочитает прилюдно не показывать степень своей веры или придерживается светского образа жизни. Конечно, возникают и многочисленные вопросы к организаторам свадьбы: раз уж известно, что жених «верующий до кончиков волос», почему нельзя было предусмотреть отдельное размещение для его собратьев? Зная, что на ваше торжество придут глубоко верующие люди, зачем нужно было на их стол ставить ветчину и спиртное? Зачем этому «правильному» молодому человеку нужно было принародно выражать свое возмущение? И, наконец, зачем этим мусульманам нужно было делать намаз именно в зале, где идет свадьба?
Это вопросы, которые еще не раз будут вставать перед нашим Кабардино-Балкарским сообществом и ответы на них, и на другие, не менее щепетильные вопросы. А пока картина такая, какой ее описал наш аноним: «… И в моменте думаю, вот вся наша молодежь в одном кадре, одни танцуют веселятся, а другие - в религии». Общество стремительно расслаивается не только по имущественному признаку, но и по религиозному. Власть делает вид, что ничего не происходит, возможно потому, что понимает, что без федеральной помощи она не сможет противостоять нарастающему напору всего исламского. А федеральный центр не будет этим заниматься, так как ей во все времена не выгодно было, не выгодно и сейчас, чтобы здесь был мир. Ей нужна напряженность, у нее принцип разделения для эффективного властвования. Мы тоже льем воду на ее мельницу, обнаруживая противостояния то на межнациональной почве, то на религиозной, то на политической.
Вот, и встают вопросы. Готово ли общество к этим вопросам, к диалогу на равных? Казалось бы, невинная публикация о разных взглядах на проведение свадьбы с участием людей с разными религиозными убеждениями показала, что консенсуса добиться будет непросто – она вызвала бурю негодования, как с одной стороны, так и с другой. При этом, большинство участников обсуждений имеют довольно категоричное суждение и не заморачивается подбором подходящих выражений, что свидетельствует о достаточно высокой планке нашей нетерпимости. И еще: к низкой культуре общения относится и то, что многие легко уходят от обсуждаемой темы, не «заморачиваются» необходимостью доказать хоть как-то свои утверждения. Бич Фейсбука – грубость, бескультурье. Чаще этим грешат те, кто не выступает под настоящими именами, а используют псевдонимы.
Обсуждая публикацию, Takhir Dinaev с сожалением констатирует, что «Крайности во мнениях и фанатизм присущи нашему обществу. В подавляющем большинстве случаев идёт жесткое противопоставление и подчеркивание «превосходства» мнений представителей той или иной группы людей, сформированной на основании религии, национальности, языка, традиций, алкоголя или полной трезвости над всем, что не похоже на то, что они хотят видеть или слышать. Данный пост в очередной раз подчёркивает эту печальную тенденцию. Очень хочется, чтобы наше общество избавилось от показухи, стало наконец жить по принципу «быть, а не казаться». Для этого нужно научиться глубже разбираться в вопросах, обязательно обсуждать их и перестать гнаться за сочетанием несочетаемого не только на свадьбах и быть терпимее к чужому мнению, поведению, взгляду». Эту точку зрения поддерживают еще несколько человек, но большинство участников обсуждения не доходят до обобщения.
Например, Ирина Камбиева рассказывает, как она была на свадьбе, где из уважения к непьющим гостям столы были без алкоголя «...но потом стали происходить странные вещи – «верующая» молодежь бегала к своим машинам слишком часто. Оказывается, там находился стратегический запас спиртного!!! Пили они, будь здоров! Танцы становились все энергичней, возгласы - громче, лица - румяней... Уж не знаю, что это было - показуха для нас или полное неуважение к своим же принципам ...»
Элеонора Соболевская также вторит ей: была неоднократно свидетелем на таких "свадьбах", наша жизнь перевернулась с ног на голову! Извратили представление о многих вещах! Неприятно находиться рядом с такими людьми, которые не уважают ни хлеб, ни тех, кто рядом. Насаждение показной религии, расцвет ханжества и лицемерия! Бороться с этим невозможно - себе дороже, они собираются как шакалы в стаи...лучше держать дистанцию и быть от этого подальше...
Далее обсуждение плавно перешло к наличию спиртного на кабардинских свадьбах, объемах и темпах их употребления и основная часть контингента сошлась на том, что раньше адыги практически не употребляли крепкие спиртные напитки, а началось это с приходом Советской власти. С таким утверждением спорить трудно – в нашей недавней истории был яркий пример, когда степень уважения одного человека к другому измерялось объемом выпитого спиртного. Сделать так, чтобы гости напились желательно до упаду, было достижением. Государство хотело этого или нет, не знаю, но на деле поддерживало такое полупьяное состояние своего общества, видимо, по причине того, что такими людьми манипулировать легче. Дешевой водки и вина в магазинах было столько, что залейся. Партия, на деле агитировавшая за здоровый образ жизни, на самом деле принимала одиозные и неисполнимые решения, а руководители разных рангов сами предпочитали разнузданную жизнь, часто сопровождаемую крупными попойками, что было своеобразным примером для населения.
Тем не менее, еще в 60-х годах адыгская и балкарская молодежь практически не пила, да и старшие, если появлялись среди людей пьяными подвергались насмешкам и остракизму. И, как отметили некоторые участники обсуждения, про них складывали сатирические песенки, за сыновей таких откровенно не хотели выдавать замуж своих дочерей и женить своих сыновей на их дочерях. Их предпочитали не приглашать на торжества. Все это до поры до времени сдерживало массовое пьянство. Конечно, играло роль живучесть АДЫГЭ ХАБЗЭ, которое тогда соблюдали куда строже, чем сейчас.
Например, в те годы на свадьбах за стол сажали только приехавших со стороны невесты новых родственников и несколько человек из числа мужчин, которых сажали за стол с гостями. Где-нибудь в отдельной комнате или под навесом могли усадить тех, кто приехал с близкими родственниками хозяев торжества. Например, замужняя сестра жениха обязана была приехать на свадьбу к брату как НЫСАПЛЪЭ – с подарками, в числе которых наряженные флаг, стол с халуа, барашек. В таких случаях они обязательно привозили с собой родственников мужа, какого-нибудь соседа и т.д. Вот они также бывали почетными гостями, которых потчевали по-особому. В этих списках также могли быть дальние родственники, если были почтенного возраста – например, зять главы семейства, то есть сестры муж.
А все остальные не садились за стол и не претендовали на это. На свадьбу юноши и девушки приходили сытыми, музыка и танцы не прекращались ни на минуту. Не скажу, что такое было повсеместно, но я видел, будучи подростком, как участников джэгу угощали спиртным, если на улице было холодно. Происходило это так: двое парней – один со спиртным, а другой с тарелкой с мясом и пастой – обходили круг танцующих с наружной стороны и угощали танцующих парней. Пили не все. Позже, как я уже отмечал, начали пить все – и стар, и млад. Пили и служители религии. И никого из них не убило молнией, и никто их не осуждал.
То же, собственно, подтверждает один из самых активных участников обсуждения Заур Жемуха: «Во-первых, алкоголь ставили на стол только самым старшим. Молодежь, не говоря уже о детях вообще за стол не сажали, их удел джэгу. Если человек тогда пьянел, про него сочиняли песни, это было позором. В 70-х-80-х если на свадьбе считалось, что если не напились, то поросячьего визга, то это как бы и не свадьба.
Сейчас слава Аллаху стали пить заметно меньше. Осталось только прийти к какому-то общему стандарту для всех, чтобы свадьбы не превращались в обязательные и непомерно раздутые бессмысленные торжества со 100500 гостями в кафе. Вот о чем, надо думать. Надо обсуждать как убрать всю эту пышность и дикость, связанную с бессмысленными тратами на наших свадьбах. В конце концов, люди давно уже кредиты берут и потом годами считают копейки после ежемесячной выплаты. Это ненормальная ситуация».
С торжеством в стране в капитализма пить стали значительно меньше, и как подчеркнули во время обсуждения Римма Белимготова, Заур Жемуха, Муса Зекореев и другие, в том числе и я такого мнения, ее, как проблему, уже можно не обсуждать. Признавая этот факт за данность, участники спора ни со стороны верующих, ни со стороны неверующих ничего не сказали ни про наркоманию в нашем обществе, ни про табакокурение, к числу которых следует отнести и не свойственное нашим народам в недалеком прошлом, кальян, причем широко употребляемый и многими женщинами. И такое молчание - это тревожный симптом, так как означает, что общество не до конца осознает опасность этих явлений.
В то же время, некоторые представители старшего поколения не представляют себе, чтобы застолья проходили совсем без выпивки, без благопожеланий. Например, уважаемый человек, как Хаути Баширович Шериев считает, что в употреблении спиртных напитков в ограниченных объемах, так, чтобы человек не пьянел, нет ничего постыдного и он, видимо, прав.
«Это действительно адыгская традиция - пить махъсымэ или водку на свадьбе и при этом произносить тосты. ХЪУЭХЪУБЖЬЭ для чего, если не пить, не говорить тосты, - пишет он, - Лично я не потерплю никакого вмешательства в обряды на свадьбах со стороны любых гостей. Если Вам на адыгской свадьбе что-то не нравится молча вставайте и уходите!». Я полностью(за исключением того, что водка адыгская традиция) поддержал его позицию в этом вопросе и попутно повозмущался бездействием национальных организаций и ДУМ, что они не принимают никаких мер по унификации требований по проведению свадеб и печальных обрядов. Мое мнение, что если все будем молчать, произойдет катастрофа.
Как это часто бывает при различных спорах, некоторые участники начисто забыли предмет разговора и перешли к обсуждению того, чья религия или, точнее, чья жизненная позиция единственно верная. И все началось с , казалось бы, безобидной фразы Zali Barrett: «Как же надоели эти недокабардинские, недоарабско-недомусульманские помпезно-выпендристые свадьбы. Всё превратили в фарс... трагикомедия наших дней!»
Возможно, сказанная в сердцах реплика осталась бы висеть в воздухе, но людям нужно высказаться, им нужна определенность. Всем важно знать, куда мы направляем свои стопы – идем привычной стезей европейской цивилизации через русскую культуру или все же нам ближе восточная культура с мусульманским поверьем, которое отрицает все то, к чему мы привыкали последнее столетие?
Эти вопросы обсуждались, как мне показалось, с удовольствием, потому что, еще раз повторю, людям нужна ясность. В этом смысле примечательной кажется мнение Madina Turner, которая, возможно, несколько категорична, но выражает мнение основного большинства: «Пора остановить инфильтрацию чуждых традиций присущих арабскаму миру. Видела я, как они в Дубаях и Саудовской Аравии пируют, бухают и наркотики принимают, потом помолятся и все ок. Приехала в Нальчик в прошлом году и была поражена что происходит, девицы ходят в арабских одеждах, в черных полностью закрытых (и лицо тоже) халатах. Жалко. Даже в Англии пакистанки не перенимают этот стиль одежды (ходят в своих традиционных одеждах), правда, много и черных привидений. В семьях надо возрождать родной язык, традиции, хабзэ пока не полностью обрусели или наоборот не обедуинились».
Ее поддерживает практически во всем Муса Зекореев, когда пишет: «Видно, что мы все переживаем за общее дело и, возможно, все мы хотим чтобы мы все стали лучше жить. Мы все, каждый немного по-своему, понимаем, что, то что на свадьбах сегодня творится это ненормально. Многие понимают, что с этим надо что-то делать. Но что? Переход к арабским традициям тоже не выход из ситуации. По одной простой причине - мы не арабы. Соблюдая только арабские традиции, мы потихоньку станем арабами. Наши деды и наши отцы могли прекрасно сочетать в себе и соблюдение исламских норм и столпов религии и черкесских обычаев, и устоев. Почему в наше время такое стало невозможно?»
Ирина Думанова в ходе обсуждения несколько раз повторила, что она пьянство не одобряет ни в каком его проявлении. И, уже в отчаянии, что не хотят понять, восклицает: «Я говорю о культуре, об умении управлять собой, об умении вести себя за столом, в обществе! О культуре поведения! Чревоугодие тоже грех! Однако никто не пытается заткнуть рот от еды толстым мусульманам». Что ж, довольно прямолинейно, но, видимо, наболело. Именно с этой ее реплики спор обрел новую фазу, фразы стали увесистее, аргументы солиднее.
Джульетта Назранова, выступавшая на стороне ортодоксальных мусульман, довольно спокойно и аргументированно защищала свои позиции, в то время, когда ее единомышленники больше оперировали эмоциями и часто бывали грубы – наверное, сказывалось отсутствие опыта дискуссий или специальных знаний. вы что-то путаете. Арабская свадьба и мусульманская это не одно и тоже, заметила Д. Назранова, у арабов тоже были свои традиции до прихода ислама.Там тоже пили и танцевали. Но с приходом ислама они поняли, насколько все это греховно, и оставили все это.
Не знаю, насколько арабы осознали греховность всех этих дел, тем более, что здесь приведено мнение одного из участников о греховном падении некоторых могущественных арабов в Эмиратах, да и любой, наверное, такое встречал в сети Интернет. Поэтому, не удивительно, что на это резко отреагировал обычно невозмутимый Муса Зекореев: «Джульетта Назранова, ну, давайте, объясните мне разницу между арабской и мусульманской свадьбой. То, о чем вы рассказываете было 14 веков назад. 1400 лет прошло, понимаете, с тех пор как арабам запретили закапывать живьем девочек. Что могло из того арабского сохраниться до сих пор? Ничего. Поэтому-то что сейчас все арабское автоматом подпадает под мусульманское.
И объясните мне, что греховного в том, чтоб исполнять свой национальный танец раз в год? Вы палку-то не перегибайте. А то, кого ни встретишь, все знатоки ислама, а на элементарные вопросы что-то вменяемое ответить не в состоянии. Все знают, что свинина харам, а почему свинина стала харамом никто из духовенства объяснить не может, кроме отсыла к аятам из Корана. Тем не менее, с точки зрения науки очень легко объяснить почему свинья харам, и почему ее мясо не стоит есть. Мы в 21 веке живем, и нужно до людей достучаться, не используя только лишь одни запреты без всяких объяснений. Если людям объяснять в чем смысл запрета, то люди сами будут отказываться от харама».
У нас Ханафитский мазхаб, - поясняет Муса, заметно, что он разбирается в том, о чем пишет. - По этой правовой школе Ислама, можно руководствоваться местными обычаями в полной мере как источником права, если они не вступают в противоречие с Исламскими нормами. В этом смысле у Хабзэ нет никаких противоречий, практически.
Казбек Шамурзаев констатировал, что у нас, к сожалению перегибов много. «Некоторые мои бывшие приятели, после того как встали на "путь праведный" стали косо смотреть и избегать наше общество. Дело каждого, как жить и во что верить. Порой смотришь, в городе - парень ходит, вроде не местный и одежда непонятная, и сам ведет себя немного по особому, оказывается наш, коренной, но вместе с религией перенимает и их образ жизни, тщательно оттачивают арабский акцент. Сколько случаев, когда родители страдают из-за выбора своих детей и трансформацию их на арабский лад. А разве нормально предавать свои многовековые корни и перечеркивать все свое прошлое? Раз мы родились ТУТ, раз мы родились в этой, по моему мнению, красивейшей культуре, может, стоит задуматься? Может это все не так просто? Или же тоже "шейтан" все спутал, и мы не должны предаваться искушению наших обычаев и культуры, в которой нам посчастливилось родиться? Почему мы должны искать "истину" за много 1000 километров от нас? Может она в нас?
Как мы видим, здесь больше вопросов, чем ответов, хотя данный комментарий я бы расценил, как более жизнеутверждающий, нежели следующие утверждения Ali Dabagovа, которые для меня лично не приемлемы, так как слишком пессимистичны, хотя закончил он на вполне оптимистичной ноте: «Никогда не будет "универсальных" правил проведения свадеб, либо других обрядов. Даже от района к району отличаются некоторые нюансы. И "прежний" Хабзэ никогда не вернётся- другое время, другие ценности, к сожалению... Часть общества религиозна, часть нет. Нужно уважать друг друга, не осуждать и не навязывать ничего и никому! Своим примером показывать, в первую очередь молодым, как "правильно" жить. Скромность, терпение и порядочность присуща и Исламу и Хабзэ и другим основным религиям.
Джемиль Сидеман не так корректен, как предыдущие комментаторы в том смысле, высказывается достаточно резко. То, что эти "святоши" исповедуют, это не ислам, это религиозная секта, своего рода крипто-язычество, прикрывающееся исламом. Не нравятся обычаи, не приходи. Было бы честнее так поступить. Нет, нужно прийти и насупившись как обиженный индюк, портить всем настроение и воздух. От религии никуда не деться. Но она должна быть адаптирована к обычаям того ли иного народа, а не народ должен быть заточен под эту или другую религию. Она должна служить народу, а не наоборот. А вообще то, если уж веришь, то просто верь в бога, но без посредников, то есть не в религию. Любая религия, не более чем идеология подчинения бедного богатому, слабого сильному и придумана именно для этого.
В дискуссии активное участие принимала Фатима Карданова. Не сказать, чтобы ее позиция была абсолютно правильной, но убеждение и последовательность, которую она выказала, вызывают уважение. «Что-то с этой модной религией многие забыли откуда наши корни произошли, пишет она в своем комментарии. – Адыги были язычниками, и не было никакого мусульманства. Турки затоптали, как могли, наших предков, и под страхом смерти, насильно, заставили взять эту веру. Ладно со временем все смирились с этим. Но теперь нам опять навязывают какие- то непонятные традиции чужих стран.
Молодёжь, опомнитесь - скоро от нашего народа и традиций ничего не останется. На свадьбах пили, но не напивались до упаду и танцевали до утра. Я не сторонница выпивки, но кто от этого с ума не сходит и ведёт себя прилично, почему бы не выпить. Намаз делать или нет это право каждого человека - но навязывать или доказывать своими выходками, что все кругом должны следовать этим привносимым нормам поведения, этого не надо. Верить надо душой, а не заниматься показухой. Они навязывают свои традиции. Каждый человек имеет право на свое мнение, а они только себя и слышат. Что тут хорошего, если мужчина жениться на двух-трех женщинах, они нарожают кучу детей, а потом они их бросают».
На разумное замечание о том, что если женщины сильно хотят прикрыться, есть адыгэ фащэ, но ее не одевают, что если даже обяжут весь свой народ одеваться, жить, поступать по Хабзэ, то на это пойдёт лишь 1% населения, что в школе родители отказываются учить своих детей родному языку, Фатима парировала: «Вот с чем надо бороться! Я относительно родного языка с вами абсолютно согласна!». У нее нет претензии и к исламу, считая, что он никому и нигде не мешал, наоборот, человек, который верит душой никогда не станет переступить черту недозволенного. Я так понял, что она считает правильным лелеять эту веру в душе и не навязывать никому, а тем более не делить верующих на тех, кто носит хиджаб, и тех, кто не носит.
И было очень убедительно, когда в конце она добавила: моя мама в советское время, когда правили коммунисты и это все запрещалось, и уразу держала, и намаз делала, читала и переводила Коран. И ни одному своему ребёнку она ничего не навязывала. Одевалась как все, ходила на работу. И на все мероприятия. Просто не пила и не ела хъысапыл.
Zarema Nalchik, оппонируя Фатиме и многим писавшим в таком же духе, с удивлением отметила, что они называют ее жизнь жизнью в идеальном мире, означающем по ее мнению, будто они утверждают, что ее глаза закрыты пеленой. « - Историю предков и я знаю, - пишет она, - Все мои оппоненты пытаются убедить в том, что Ислам мешает нашему Хабзэ. Я думаю, что они должны сосуществовать мирно Где бы я ни писала, в моих словах один и тот же смысл, что новым мусульманам не обязательно всюду кричать о своей религии, хвастаться и ставить всех остальных ниже себя, что хабзэ не мешает религии и всё, что они делают, делают для себя любимых и ради того, чтоб попасть в рай, а не для общества! Надоело слушать как они приписывают к адыгам всех, кто не в хиджабе, называя их алкашами, наркоманами, шляющимися и т.п. Люди, не забывайте, что в КБР валом и других наций, для которых нормально шляться и пить за пределами своей республики».
Оппонируя Фатиме Кардановой Valeri Mulaev вопрошает: (грамматика и смысл оставлены в первоначальном виде) тогда почему вы не носите адыгэ фащэ сами, знаете почему вам зазорно. И вообще, читая ваши комменты вы несете чушь и противоречите себе. Получается приходить полуголой на свадьбу смдетьза столом с мужиками и пить с ними на ровне это не мешает традиции и не противоречит хабзе а прикрывая мусульманка которая не пьет и не сидит с мужиками нарушает все каноны адыгэ хабзе. Сперва вы сами изучите адыгэ хабзе и в чем ее суть потом говорите кто что соблюдает не правильно. И второе вас насильно призывают к исламу или тащит за волосы к религии, вас преследуют каждый день мусульмане! Первый враг народа - это пьющая женщина и пьющая девушка и те кто оправдывают их. Они уподобляются другим народам и второе какое здоровое потомство можно ожидать от них и какие целомудреные жены получаться из них уж точно не водка им это даст.
Хочу привести без купюр и, безусловно, выстраданное мнение Санэ Къущхьэ:
1. Все люди на этой земле в примитивное время были язычниками, это такая же стадия развития общества, как и последовавшие за ней.
2. Вас кто-то заставляет? Угрожает действиями? Что значит «навязывают»? Джинсы тоже не наша одежда, однако по их поводу я ни разу не видела возмущения. Я бы поняла ваше возмущение, если бы вся молодёжь сняла фащэ и надела хиджаб, однако .... многие просто прикрылись и стали скромнее себя вести. В чем причина такого неприятия?
3. Мусульмане, женятся, рожают детей, и не одного, как «наш народ» сейчас. Так у кого больше шансов, что «не останется наших»?
4. Правильно я понимаю, что все недовольство религией ислама сводится к тому, что - мусульмане не пьют- создают семьи- работают, мужчины не сидят на диване, в то время как женщины работают от зари до зари - молятся 5 раз в день, соблюдают ритуальную чистоту- мужчины носят бороду, а женщины покрытые. В этом вся суть претензий?
А теперь объясните мне, неразумной, как это все мешает Адыгэ Хабзэ и быть черкесами, сохранять традиции и свой язык? Автор комментария, конечно же несколько утрирует ситуацию и предмет разногласий, но я сейчас не буду комментировать ее, тем более, что и Джульетта Назранова высказывает свое убеждение и им всем нужно дать достойный ответ или согласиться: «До чего все таки мы докатились. В наше время, где большинство молодёжи испорчено, пьют, шляются по ночам, гоняют машины в нетрезвом виде, употребляют наркотики, всякие гадости в виде таблеток, где девушки ходят почти голыми, мы умудряемся обсуждать мусульман только потому, что они не пьют и покрывают свое тело. И самое интересное их обсуждает старшее поколение, которое должно было радоваться, что не все ещё потеряно, что есть молодежь, на которую можно надеяться в старости.
Zarema Nalchik имеет свое мнение, которое заключается в следующем: «Многие мусульмане из нынешних новых, приняли это мусульманство в тюрьме. И не вся молодежь шляется и курит да пьет! Почему все, кто защищает арабскую одежду, видят всех остальных, кто не в хиджабе и не с бородой, грязными, шляющимися, алкашами и наркоманами и приводят их в пример? Будто все мусульмане родились в хиджабе. Я тоже знаю ходящих поочередно то в хиджабе, то в порванных джинсах. Тех, что на религиозной почве развелись, которым сказали, что вместе жить нельзя. Есть такие, что дуа делают и почетно хоронят крыс, а с людьми здороваться не соизволят, если он не из их числа. До того, как появились эти арабоговорящие, мы вообще не знали, что можно клясться Аллахом и потом врать! Таким разве должен быть мусульманин? У нас есть немало таких, что считают, что стали мусульманами, отрастив бороду и надев хиджаб. Вот поэтому старшие это не приветствуют.
Вполне разумной и довольно убедительной показалось мнение Фатимы Батыровой, которая считает, что религия — это хорошо. «Человек должен во что-то верить, пишет она,- Это должна быть либо религия, либо хабзэ, либо как в прежние времена, когда человек из княжеского или дворянского сословия не мог поступить плохо потому что это оскорбляло и позорило его род. Но вот что интересно: вера в бога, ведь, не терпит высокомерия. А наши теперешние мусульмане почему- то считают себя выше других и относятся к людям как низшему сословию. Они себя считают белой кости. Негоже им здороваться и общаться с людьми второго сорта. Вера истинная она толерантна. Мне представляется, что - это добрые и терпимые люди. А теперешние верующие как будто в клан вступили. По поводу одежды везде написано во всех религиях: прикрывать темечко, не оголяться. А хиджаб появился в странах где песок попадал в глаза и другие части тела. Вот они и стали носить такую одежду. Дорогие мусульмане почитайте сначала коран на языке его написания и в первоисточнике, а потом спорьте».
Хаути Баширович категорически не согласился с ней, убежденный, что религия - это обман и притом многовековой, и обманом этим пользуются те кто хочет запугать людей, что человек страшится смерти и именно это лежит в основе всех религий. «Мы все смертны, - считает он, - но некоторые из нас хотят на этом погреть руки и овладеть душами и телами людей. Религия делает людей рабами, а он должен быть свободен во всех смыслах.
Джамиля Красотка засомневалась в искренности автора поста, отметив несколько странных, по ее мнению, иоментов: почему ее смутило нахождение молящихся на свадьбе? Почему намаз они делали в общем зале и нельзя было комнату им выделить? Почему такая агрессия к молящимся? Разве Адыгэ хабзэ и ислам не совпадают?
На эти вопросы частично ответил Джемиль Сидеман: «То же самое в арабских странах. Особенно в Саудовской Аравии. То же самое у шиитов Иране. В Израиле власть находится не в руках религиозных ортодоксов, а в сионистских руках. Я не знаю, это лучше или хуже. Но уже встречал русскоязычных евреев, которые уехали из Израиля, обозвав их режим фашистским. Zarema Nalchik Джамиля Красотка, по тому, как тут встречаются противоречия (мусульманин женился на обычной, ветчина на адыгском столе, о том, как пили на настоящих адыгских свадьбах), это похоже на составленный рассказ о нашей сегодняшней жизни, чтобы найти тему для болтовни и ссор, а для кого-то - задуматься о бардаке, который мы сами создаем. И Санэ Къущхьэ, считаю, что ваш стих не в тему, т.к. тут никто над Богом не смеется и не против Бога. Тут все верят в Бога и дело в том, как в нашем обществе стали верить: кто за стаканом водки, кто под хиджабом с бородой, не ладя с родной матерью и часто на религиозной почве разрывая семью на части, а кто вообще, считая, что один раз живет и надо для себя любимого прожить и вдоволь навеселиться. Раньше мы жили в определенных рамках, выходя за которые становились изгоем. И это были универсальные рамки под всех, не только для своих, но и при встрече с чужими. У нас все было расписано и разложено по полочкам на века вперед: уважение к старшим, гуманное отношение к слабым, отношения между мужчиной и женщиной, отношение к соседу, прохожему, гостю, врагу, к еде... к чему и кому угодно! Как кто-то сказал, тот, кто не боится Аллаха, боится людей и у нас именно этот принцип и работал, когда человеку в голову приходило что-то дурное, он знал, что если не Бог, то общество его накажет. И не так, как в мусульманских странах колеча, или в современном обществе сажая в тюрьму и дальше продолжая портить его среди таких же, а тем, что родителям, роду, а дальше селу и нации за него было стыдно. У нас не было отмазок типа шейт1аным сыкъигъэпц1ащ, или Аллах до того милостив, что все мои грехи можно отмолить, поклясться и, передумав, 3 дня подержать уразу. У нас недавно еще можно было развернуть человека на 90 градусов словами "Ахъ, уэдыгэ1э уэ?", "Умуслъымэн1э уэ?" Наши унэфэщ1 были старшие, а теперь - Демократия! Поэтому и все тянем в разные концы! Почему-то репатриантам не мешает ладить одежда! И решение не в том, чтобы всем (людям разного пола и возраста) дружно исписывать этот интернет. У нас решали по-другому: старшие мужчины собирались, обсуждали, приходили к какому-то выводу и каждый переносил это решение домой. Наверное, не зря адыги сажают на мероприятиях старших отдельно по полу и возрасту. А теперь почему-то молодежь знает лучше старших, которые его родили, и многие родители тоже не против идти на поводу у ребенка, женщина на эмоциях правее мужчин, которые по природе владеют способностью думать холодной головой и т.п. Все, что мы сейчас делаем - равносильно тому, чтоб сидеть на скамейке. Правда там еще не к каждой компании присоединишься уи щхьэ къебгъэк1уу, в глаза смотришь и какие-то рамки соблюдаешь, а тут пишешь, не зная кому, а может, старшему по возрасту, полу...
Анатолий Волков, в числе остальных высказался: «Это тема очень больная... Много людей, которые считали, что могут научить меня жить правильно, но я считаю что я живу правильно, потому как я не убийца , я не врун, не завистник, не лицемер и.т.д. Люблю свой народ , так что готов за него отдать жизнь когда потребуется, без раздумий. Люблю и стараюсь соответствовать Хабзэ, Нэмыс. И что я делаю неправильно?
Я не хочу огорчать тех ребят которые предпочли религию. Пусть, это их выбор, но из религии делать какую-то рекламу , я считаю это грех , это мое мнение, и некому ненавязываю. Но твердо знаю , что каждый человек должен пройти свой путь, и он пройдет без сомнений. И действительно если для этих ребят , такого рода свадьбы им не приемлемо почему они пришли и согрешили этим? Непонятно. Понятно одно, они созданы спецслужбами, чтобы потом за деньги бороться с ними же. Религию соблюдали наши старшие, но при этом никому не указывали как им жить.... Я думаю пришло время им задуматься».
В ходе обсуждения было высказано множество мнений, как в защиту привычного образа жизни, то есть ничего не менять, за следование нормам АДЫГЭ ХАБЗЭ, то есть вернуться к традиционным ценностям адыгов, так и в защиту новоявленных в наших местах крайних проявлений в мусульманстве, правда никто их не называет крайними проявлениями. Но, думаю, мнение абсолютного большинства не только участников дискуссии, но и нашего населения, совершенно четко и ясно высказала Ирина Думанова: «Я никого ни в чем не обвиняю, не призываю людей отрекаться от религии! Но я против принуждения и склонения людей к той или иной религии! Не навязывайте мне своё мнение! Очень много людей могут привести пример развратного образа жизни как среди верующих, так и среди полу- или неверующих! И точно так же можно привести примеры человечности среди атеистов! И с точностью наоборот можно привести примеры жестокости среди верующих! Не религия делает человека ЧЕЛОВЕКОМ!»
Были и другие мнения, не свойственные стилю общения в Фейсбуке – мнения тех, кто ищет компромисс, точки соприкосновения:
Хаджимурат Хакуашев: «Безусловно, тема, требующая деятельного обсуждения спокойных и мудрых людей. При детальном изучении Хабзэ и Шариат мало отличаются. Автор, возможно, не в курсе, что ни в каком варианте Хабзэ, ее за этим столом не должно было быть. По поводу выпивки. Дед моего отца рассказывал, что водка не была в употреблении и появилась намного после революции. Люди стыдились оказаться пьяными. Нужно вести речь о сохранении нашей самобытности, лучших традиций, взаимного уважения, пиетета между мужчиной и женщиной, старшим и младшим, присущее нам гостеприимство, это важно. Делать это каждому на своём уровне, но без «прописанных инструкций» нам не обойтись.
Timur Kishukov: «А можно не клавиатуру клацать, а организовать круглый стол и каждый со своими доводами придет и пообщаемся».
На этой ноте и хотелось бы завершить этот непростой обзор мнений, высказанных в ходе обсуждения непростых взаимоотношений людей, кардинально не воспринимающих нынешний образ жизни российских сограждан и людей, плохо воспринимающих явный уклон части населения в сторону «арабизации» как веры, так и культуры нашего населения. Возможно людей страшит то, что произошло в 2005 году, и они боятся новых столкновений на почве религии. Возможно, мы ничего не хотим менять в нашей жизни. Возможно, основной массе населения не нравится некоторая подчеркнутая обособленность новоявленных мусульман. В любом случае, проблема этих взаимоотношений существуют, власть не собирается или не способна их решать, поэтому нам нужно продолжить дискуссии не о том, что у кого-то что-то плохо, а о том, как сосуществовать, не портя друг другу жизнь.
Наша республика очень маленькая, и попытка разделить ее по межнациональному или религиозному признаку идентично тому, что мы будем пытаться резать живое существо – будет очень больно. Спор надо продолжить, но желательно об этом помнить всегда.
Никто не смеётся над Богом в больнице...
Никто не смеётся над Ним на войне,
Там вера в сердцах начинает искриться,
И чаще молитвы звучат в тишине.

Владимир Кудаев,
публицист.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему