ЕСЛИ ПРОФЕССИЯ В КРОВИ

Уверенные движения и цепкий взгляд выдают в ней человека, который знает, что для нее главное в жизни, что она права в своих действиях и помыслах. Фатима Мухамедовна Шибзухова не новичок в педагогике и не случайный человек в профессии. Более того, было бы удивительно, если она избрала иную профессию – ведь, она учитель в третьем поколении.
Немногие могут похвастать династией в этой сфере, а у нее еще дед преподавал в профтехучилище, отец Мухамед Маржохов был учителем в музыкальной школе, а позже и директором Школы искусств им. В.М. Кокова. Мать Галимат Маржохова вот уже 45 лет работает учителем русского языка и литературы, почетный работник образования России, является признанным авторитетом в системе, о чем свидетельствуют многочисленные награды и знаки отличия.
При таком раскладе, Фатима Мухамедовна по определению не может довольствоваться рядовыми успехами и об этом стало известно на самой ранней стадии трудовой деятельности, когда, после окончания факультета романо-германской филологии начала работать в школе-интернате г. Баксан.В селении Исламей Баксанского района в те времена построили новую, красивую и просторную школу. Назначенная туда директором опытный педагог Тамара Абрегова хотела, чтобы здесь преподавали английский язык. Дело в том, что до этого в этом большом селе во всех школах изучали только немецкий язык, а большинство родителей предпочитало, что их дети знали английский.
Т. Абрегова долго искала подходящую кандидатуру, справедливо полагая, что если будет удачное начало, то и заинтересованности в изучении языка будет больше. И когда ей посоветовали заинтересовать молодую и энергичную Фатиму, она немало присматривалась к ней. Ей понравилась и хватка молодой учительницы, и методы ее работы. Так она начала работать в средней школе №4 с.п. Исламей.
Неизвестный предмет, незнакомая учительница, новый стиль работы – хорошие причины, чтобы сельчане пристально присматривались к твоей работе, но Фатиму не только не смущало повышенное внимание, но и мотивировало на поиск наиболее интересных способов преподавания. Ученикам тоже было интересно учиться у оригинально мыслящей молодой учительницы, использующей в своей работе не только вводимые в стране новшества, но и бесценный опыт своих родителей, которые без устали подсказывали выходы из самых различных ситуаций. А Фатима, как губка впитывала и накопленный опыт, отсеивая то, что, на ее взгляд, уже не дает эффекта, и широко внедряя все новое, что появлялось в стране.
Например, безусловным достижением Фатимы Шибзуховой следует считать широкое использование в ходе обучения использовать игровые формы обучения, которые безусловно, способствуют более лучшему усвоению материала. Наряду с этим, делу помогало оснащение школы компьютерной и иной техникой на достаточно высоком уровне. Но одно дело иметь технику, а совсем другое – эффективно их использовать. Кроме того, подросткам нравятся песни на английском языке, исполнители на английском языке. Это не могло быть незамеченным для одержимой, в хорошем смысле этого слова, учительницы, тем более, молодежь хочет не только петь эти песни, но и знать смысл самих песен.
Все методы, используемые Фатимой Мухамедовной не пересказать, да в этом нет и необходимости. Главное результат. Имея это ввиду, спрашиваю у Фатимы Мухамедовны, могут ли ее ученики по окончании школы понимать английскую речь, на что она, по-моему, обиженно поджимая губы, отвечает:
- Мои ученики не только понимаю английский с учетом сложившихся диалектов, но и вполне сносно на нем говорят.
Конечно, дети бывают разных способностей и разной степени прилежания, но не приходится сомневаться в ее словах, когда узнаешь, что некоторые ее ученики после школы поступили на отделение английского языка. А ее не самая сильная ученица Залина Абрегова, после окончания школы, поступила и сейчас учится на бюджетной основе в самом престижном на Северном Кавказе лингвистическом вузе – Пятигорском Государственном.
У каждого нормального учителя есть ученик, которым он гордится. У Фатимы Шибзуховой это Замир Березгов. До восьмого класса он изучал немецкий. Как отмечено, в селе не учили другого языка. Тем не менее, он окончил факультет журналистики МГУ и сейчас читает лекции в вузах Америки на прекрасном английском. Это впечатляющий пример явного успеха.
Тем не менее, Фатима Мухамедовна уверена, что успех состоит не в том, чтобы все ее ученики избрали специальностью лингвистику или филологию. И она права – невозможно и неправильно, чтобы все выпускники вдруг захотели бы заиметь одну специальность. Значительно важнее, чтобы они сами определились, кем хотят быть в этой жизни и при этом уметь пользоваться иностранным языком, востребованность которых все больше и больше ощущается с каждым годом. С учетом этого и строит свои уроки теперь уже опытный педагог Фатима Мухамедовна. Это является главенствующей конструкцией и в ее работе, как классного руководителя. На эту работу она расходует кратно больше времени и усилий, полагая, что современное состояние общества предполагает, что школа должна значительно больше делать по правильному воспитанию детей.
Такой подход предопределяет и их успех. Вот пример: впервые взяв на себя классное руководство в 2007 году, уже через два года она сочла возможным участвовать в конкурсе «Самый классный класс» и выиграла районный конкурс. Небольшое денежное вознаграждение и всеобщее признание стимулировали дальнейший поиск. Затем она участвовала и в республиканском, тем самым заложив вектор своих устремлений и определив главную цель: всегда быть в числе лучших, более успешных, а если удастся, то и возглавлять такие списки.
Кто стремится к достижению идеалов, тот успешен. Именно благодаря этому в 2016 году ее участие в районном конкурсе ознаменовалось потрясающим успехом – она стала учителем года и участвовала в республиканском конкурсе. Вот еще один показательный пример: в последние годы у учеников Ф.М. Шибзуховой самые высокие показатели в районе, а также у них самые высокие балы. Комментарии, как говорится, излишни. Сейчас она руководитель выпускного класса. Ребята считаются сильные, подготовленные не только к предстоящим экзаменам – выпускным, вступительным. Считается, что они готовы к взрослой жизни, к изменениям, которая всем преподносит эта взрослая жизнь. И в этом немалая заслуга и «классной дамы» Шибзуховой – Маржоховой. Кроме всего прочего, она сумела развить в них национальный дух, национальную гордость.
За пределами школы жизнь Фатимы Мухамедовны также насыщена. Она родила четверых детей. Страшный случай отнял одного из них, а троих воспитывает в том же духе, в котором воспитана она сама. И хотя жизнь у нее насыщенная и, казалось бы, не должно быть времени ни на что более, она его находит, чтобы писать стихи.
Она лирик. Ее поэтические произведения отличаются от стихотворений современных поэтов тем, что они восходят к поэзии шестидесятников. Кажется, что ее стихи написаны в эпоху оттепели и продолжают вектор, заданный ими. Такое чувство, что они пришли оттуда, чтобы помочь читателям проникнуться ощущением личности, противопоставляя потребительской цивилизации, создающей своего героя, человека не из толпы. Лирический герой стихотворений Шибзуховой – сильная женщина, которая остро чувствует фальшь, идолопоклонничество, порочное влияние на общество эпохи безвременья. Она иногда проявляет бесконечную нежность, а иногда в ее стихах звучат протестные ноты, иногда страх за настоящее, за сегодня. И какая-то стальная воля, которая закалялась в поисках себя, формах самовыражения, пронизывает каждую строчку, привлекая читателей и помогая им стать сильнее. Лучше всего об этом говорят строчки ее стихотворения «Точка кипения».
Таковы некоторые результаты отслеживания жизни и деятельности этой незаурядной женщины. Такими могут быть результаты усилий, если профессия любимая и она в крови, если душа ищущая, а сердце беспокойное. Фатима Шибзухова еще молода, энергии ей не занимать, так что мы в ожидании еще больших, еще более ощутимых успехов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему