САТИРА РАЗРУШАЕТ СТЕРЕОТИПЫ, или о том, как кабардинцы расстались одной традицией

Во время современной кабардинской свадьбы примерно перед унэишэ, как раз образуется свободное время и ее принято использовать, чтобы дарить подарки, которые родственники принесли с собой, хотя в последнее время, более близкие люди считают в порядке вещей приехать к ним домой, чтобы поздравить отдельно, и еще до свадьбы одаривать молодоженов. Дают обычно деньги. Сколько – это сугубо личное дело каждого и часто зависит от степени родства дарителя и его состоятельности. АДЫГЭ ХАБЗЭ не регулирует эти вопросы. Но, считаем необходимым уточнить, что все это началось не с дарения подарков. Близкие родственники, такие как: замужняя сестра жениха, семья родного брата, живущего отдельно, некоторые другие близкие родственники предпочитали приезжать на свадьбу шумной и большой командой, куда входили гармонисты, ажэгъафэ (ряженый) и привозили с собой наряженные флаг, барашку, а также на одной из женщин был наряженный фартук. Наряжалось все это недорогими предметами обихода: носовые платки, чулки, мужские одеколоны и женские духи, расчески и многое другое, что можно было найти в продаже. Эти нехитрые предметы, так или иначе, в течение этих дней в виде подарков на память перекочевывали к молодым парням и девушкам, принимающим участие в торжествах. Такое и сейчас можно встретить на малокабардинских свадьбах под названием НЫСАПЛЪЭ – СМОТРИНЫ НЕВЕСТКИ.
Два-три десятилетия назад считалось очень престижным, если во двор, где проходит свадьба, заезжали 3-4 повозки с НЫСАПЛЪЭ. Это означало, что у них есть такие близкие родственники, которые уважат и семью, и молодоженов. И, наоборот, если у семьи на самом деле были близкие, но они не принимали участие в торжествах так, как им положено по статусу, то они подвергались остракизму со всех сторон. Каждый из НЫСАПЛЪЭ привозил с собой какого-нибудь друга семьи или соседа, чтобы «… они рассказали, как их встречали-привечали, какое уважение им сделали». По приезду никто из них не торопился отходить в сторону. Выходил представитель семьи, который приветствовал НЫСАПЛЪЭ, выслушивал поздравления и пожелания гостей. Затем хозяева давали распоряжение выкупить то, что они привезли и младшие, выполняя его волю, приносили гостям закуску, спиртное. С этим участники НЫСАПЛЪЭ занимали место, на которое им указывали, и они там дислоцировались на протяжении всей свадьбы. Если они даже вставали по какой-нибудь необходимости – в танцах или еще каких-нибудь обрядах поучаствовать, на их места никого не сажали. Бывало одна группа объединялась с другой группой такого же статуса, чтобы веселее проводить время. Специально выделенный молодой человек отслеживал, чтобы они ни в чем не нуждались и исполнял функции БГЪУЭЩ1ЭС. Участники НЫСАПЛЪЭ считались дорогими гостями, впрочем, как и все остальные гости. Об этой утерянной, довольно-таки неплохой, традиции мы так подробно останавливаемся для того, чтобы организаторы свадеб могли бы включить в свои сценарии и ее – во всяком случае, эту традицию неплохо было бы возродить.
Преподнесение подарков молодоженам не практиковалось, хотя никто с пустыми руками на свадьбу не ходил. У адыгов вообще была развита взаимовыручка и свадьба в этом смысле не было исключением. Кто приносил мясо, птицу, сыр, другие МАХЪСЫМЭ – БУЗА (слабоалкогольный бодрящий напиток), третьи ХЬЭЛЫВЭ, ЛЭКЪУМ, ХЪЫРШЫН (пирожки, лакумы, хычины) и т.д. – кто во что горазд. Позже, когда люди начали жить лучше, к столу прекратили их приносить, но молодоженам начали дарить подарки. Это были предметы быта и обихода, рубашки, отрезы на платье и т.д., все, что можно было купить в магазинах и торговых базах, найти через знакомых в условиях жесточайшего дефицита в стране.
Новые родственники также обменивались между собой чемоданами с этими предметами, которые в свою очередь, раздавались между родственниками. Из-за них случались обиды, ссоры. Кто-то кому-то принес менее дешевый отрез, чем она сама подарила молодоженам. Сосношница подарила на свадьбу какой-то копеечный подарок, а ей принесли красивую импортную кофту. И, наоборот, она сама подарила молодоженам невероятно дефицитную блузку, а ей принесли крепдешиновый отрез.
Бывало, обсуждением на кухне дело не заканчивалась, и возмущенная до глубины души явной несправедливостью женщина брала в руки этот злополучный крепдешиновый отрез или нейлоновую рубашку и шла к родственнице, только что завершившей свадьбу, выяснять отношения, так как искренне считала, что не только недооценили ее подарок, но и оскорбили ее до глубины души дешевым ответным подарком, которому грош цена в базарный день. Нередко такие выяснения отношений приводили к тому, что близкие родственники прекращали общения на долгие годы.
Помню, однажды моя мать показывает Нане отрез на платье, которое ей подарили после свадьбы каких-то родственников. По каким-то, только ей известным признакам, она узнала отрез, который она подарила другим родственникам больше десяти лет назад. Из чемодана в чемодан кочевали рубашки, сорочки, отрезы на платья, которые со дня начала своего путешествия по торжествам не только успевал поменять свой изначальный цвет на серобуромалиновый, но выйти из моды, а затем снова в нее войти. Поэтому, чтобы не попасть впросак, предусмотрительные семьи еще до свадьбы закупали разные предметы, которые сами дарили своим родственникам, как присланные новыми родственниками.
Все это превращало само понятие свадьбы в катастрофу, подменяло смысл и значение великого действа в выяснение низменных отношений. В начале 70-х, помню, только и было разговоров об истинном вреде для народа, для АДЫГЭ ХАБЗЭ мероприятий, связанных с обменом подарками. Что характерно, партийные органы, у которых абсолютно было дело до всего, что происходило на земле и на небе, такое катастрофическое положение дел вопросов не вызывало.
Если память не изменяет, первым об этом удручающем явлении вслух заговорил писатель Хамиша Шекихачев. К тому времени его имя уже было на слуху, его песни исполнялись и слушали с заметным удовольствием, народ зачитывался его юморесками. Но особенно ему удавались сатирические зарисовки, которые всегда брали за душу, так как автор всегда находил темы, которые интересны простым людям и отражали действительность. Вот Хамиша Труевич, памятью о котором я сильно дорожу, тогда и написал сатирическо-юмористический рассказ, с которым выступил на радио и опубликовал в газетах. Он сумел красочно показать порочную практику обмена подарками во время торжеств, практически без прикрас изложил всю пагубность, низкопробность этого явления. В короткое, но емкое произведение он сумел вместить весь негатив чувств, накопленных народом на протяжении двух-трех десятилетий. За короткое время сатирическая юмореска облетела все кабардинские населенные пункты.
В республике только и говорили о великом таланте Шекихачева, сумевшем открыть глаза людям. Встречные пересказывали друг другу содержание сатиры, самодеятельные артисты на улицах, свадьбах, в клубах и домах культуры, а профессиональные – на радио, телевидении и с подмостков театров цитировали рассказ. Вот она – сила слова! Сказанное вовремя слово может сотворить чудо – всего лишь одна сатирическая юмореска неравнодушного писателя, который, кстати, много позже получил звание Народного писателя, разрушил стереотипы и освободил кабардинский народ от гнетущего ига ЧЕМОДАНА, ВМЕСТЕ С ЕГО СОДЕРЖИМЫМ.
Так ушла в небытие одна нехорошая народная привычка..

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему