ПРАХ ГЕРОЯ – В РОДНОЙ ЗЕМЛЕ


С тех пор прошло несколько лет. Прибыли мы по делам родственным в районный центр Хлевенский, что в Липецкой области. В тот день нас должен был принимать глава районной администрации, поэтому сочли за благо подъехать чуть раньше, чтобы не опоздать на встречу с важным человеком. В ожидании назначенного времени я прохаживался перед зданием администрации и, чтобы убить время, решил посмотреть список погибших при освобождении этого славного поселка, высеченный на внушительных размеров памятнике.
Здесь я обнаружил имя некоего Шебзухова и по возвращении домой в своей родной газете «КБП» опубликовал об этом небольшую заметку. Нашлись и близкие родственники, которые и съездили в Хлевенск и привезли горсть земли оттуда, разузнали подробности гибели их отважного родича Хазеши Шебзухова, и памятник ему установили, и поминки справили – все как положено. Для местных СМИ эти вещи не остались незамеченными и последовала серия теле- и радиопередач, статей в газетах.
В одной из телепередач был задействован и я, как первоисточник места гибели нашего земляка, и в ходе передачи я к месту вспомнил, как моя бабушка всю жизнь сокрушалась, что никто не знает, где похоронен ее старший сын Мухамед, да и убит ли он вообще. Мы, ее внуки, со слов своей
НАНЫ знали всю не очень длинную биографию, способности и человеческие качества нашего дяди, и вместе с Наной переживали, что невозможно узнать обстоятельства его гибели. И, хотя, официально он числился лишь без вести пропавшим, мы с сестрами и братьями установили ему памятник у входа в сельское кладбище. Нану и это не успокоило, и она ушла в мир иной с тяжелой ношей неизвестности о судьбе своего первенца.
Рассказав об этом в передаче, я заметил, что родственники Шебзухова, в отличие от нас и многих других, теперь могут успокоиться, зная судьбу и подробности гибели своего отважного родственника, а вот мы, к сожалению, мол, не можем себе такое позволить. Здесь в Фейсбуке у нас есть активная подруга, профессор Рита Сабанчиева, которая приходится тому Шебзухову внучатой племянницей и участвовала во всех тех мероприятиях.


Короче, в той телепередаче я выразил сожаление, что мы до сих пор не нашли ничего, подтверждающую гибель дяди, и что это тяжким грузом лежит на всех семерых внуков нашей НАНЫ, как невыполненный наш долг.
И каково же было мое удивление, когда буквально через два-три месяца после этого мне звонят из Москвы и сообщают, что поисковый отряд из Смоленской области нашел останки моего дяди Кудаева Мухамеда Шупаговича, погибшего в тех местах еще в 1941 году, и что если мы хотим участвовать в торжественном перезахоронении останков, то меня там будут ждать. Ну, как после этого не верить в силу провидения! Конечно же, я хотел! Я готов был лететь, ехать, идти, ползти, если надо! Я и мои близкие весь вечер то плакали, что он погиб, не оставив ни потомства, ни свершений, то радовались, как дети, что нашлись хотя бы его останки, которые мы похороним по-человечески, и что душа нашей всеми горячо любимой НАНЫ, наконец, возможно, успокоится. Утром рано, взяв с собой сына и племянника, я выехал в Смоленск, куда мы прибыли на второй день без проблем.

х                 х                  х

Два месяца – с 10 июля по 10 сентября 1941 года – продолжалось кровопролитное Смоленское сражение. На территории 600-650 км по фронту сражались пять советских армий, состоявших из 24 стрелковых дивизий, отражавших натиск четвёртой немецкой армии, в которую входили девять танковых дивизий, шесть моторизованных дивизий и отдельный мотополк «Великая Германия».
Смоленское сражение стало важным этапом в срыве немецкой стратегии блицкрига и плана «Барбаросса». Несмотря на тяжёлые потери, они замедлили продвижение противника на восток и выиграли время для подготовки к обороне на московском направлении.
Есть в Смоленской области Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи, директором которого является замечательная женщина, руководитель поискового движения на Смоленщине Нина Германовна Куликовских. Каждый год добровольцы-общественники под руководством центра по итогам «Вахты памяти» находят останки 2-2,5 тысяч погибших солдат. 22 мая 2013 года в ходе поисковых работ на территории Починковского района в полутора километрах южнее деревни Семёново были найдены останки погибшего воина, имя которого удалось установить по медальону. Им оказался наш дядя – уроженец села Нижний Курп Терского района Мухамед Шупагович Кудаев, без вести пропавший в 1941 году. Помимо медальона поисковики отряда «Факел» (командир – Сергей Пушков) нашли личные вещи и снаряжение М. Кудаева: ложку с инициалами, каску, противогаз, оружие, которые по прибытии домой мы отдали в музей Нижне-Курпской средней школы, за исключением винтовки, которую нам не дали.


Что характерно, когда мы прибыли в лагерь поисковиков, там в укромном месте лежали останки двух тысяч солдат и офицеров, а удалось установить имена только нашего дяди и одного солдата из Казани. Оказывается, в те годы среди солдат и офицеров существовало поверье, что если они будут хранить при себе «пистончики» со своими данными, смерть обязательно настигнет их. В то же время воины-мусульмане их не выбрасывали, справедливо полагая, что по ним их тела найдут, если что случится, что, собственно, и произошло. Мы попали на сбор отрядов-поисковиков со всей страны – не было, по-моему, только отряда с нашей республики. Я выступил перед ними с благодарностями за то великое дело, что они делают. Обстановка была такая торжественно-волнующей, что выступили даже обычно немногословные, а тем более при мне не молчаливые, сын и племянник.

х                 х                  х

Позже мне удалось выяснить, что рядовой Мухамед Кудаев, призванный в армию в 1940 году, проходил службу в 131-й мотострелковой дивизии 28-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Владимир Качалов.
В 20-х числах июля 1941 года Качалов возглавил оперативную группу в составе трёх дивизий, которая нанесла наступающим немецким войскам контрудар из района Рославля и отбросила противника за реку Стометь, создав угрозу с тыла передовым соединениям вермахта. Чтобы парировать удар, немецкое командование было вынуждено подтянуть на этот участок фронта крупные силы, которые вскоре фланговыми ударами окружили группу Качалова. Они нанесли сильный контрудар в направлении на Рославль и овладели городом. В результате наши соединения оказались в кольце окружения. Командующий армией принял решение пробиваться небольшими группами через леса на соединение с другими нашими частями. При выходе из окружения группа понесла большие потери, смертью храбрых пал генерал В. Качалов. Погиб в тех боях и воин из Кабардино-Балкарии Мухамед Кудаев, тело которого было не захоронено, а засыпано песком, скорее всего, при разрыве артиллерийского снаряда.
Останки отважного воина пролежали в смоленской земле 72 года до тех пор, пока их не обнаружили поисковики. Конечно же, мы захотели увезти с собой останки отважного родственника, чтобы похоронить их в соответствии с нормами адата. Говорят, душа умершего успокаивается только в этом случае. Может, погибших вдалеке от родных мест это не касается, но я, почему-то полагал, что смогу жить спокойно только в том случае, если сделаю так, как безусловно захотела бы наша светлейшая НАНА.
13 августа 2013 останки дяди были захоронены в сельском кладбище, недалеко от матери, братьев и сестер, которых опередил не по своей воле на многие годы. Похороны, состоявшиеся при большом стечении родственников и друзей со всей Кабардино-Балкарии и дуа, произнесенные ими не оставляют сомнений, что их души, так долго стремившиеся к этому, соединились. Кабардинцы, балкарцы Кудаевы со всех концов республики, как дети одного мужчины, приехали отдать дань человеку, которого никогда в жизни не видели. Не сочли за труд и приехали русские Кудаевы, проживающие в Липецкой области, знакомые с Моздока, родственники из Москвы, Адыгеи.
В церемонии захоронения останков приняли участие представители администрации Главы КБР, районной и сельской администраций, представители одной из воинских частей, дислоцированных у нас в республике, руководство Духовного управления мусульман республики многочисленные жители села, которые отдали все положенные в таких случаях почести, вплоть до ружейных залпов, как воину, погибшему при исполнении своих обязанностей солдата. Были зачитаны трогающие до глубины души обращения Главы КБР А. Канокова и Председателя Правительства Р. Хасанова. Конечно, чуть позже мы установили дяде Мухамеду памятник, устроили поминки.


Я перечисляю все это подробно и рассказываю о делах пятилетней давности затем, что хочу подчеркнуть две важные, на мой взгляд, вещи: простой крестьянский парень, погибший от рук врагов имеет право и получат почести в обмен за свою молодую жизнь и душа его успокаивается; второе – радует, что у нас в стране практически нет людей, равнодушных к судьбе погибших в те страшные годины. И вывод: раз мы способны помнить, сопереживать, оказать помощь страждущему, жалеть бездомных животных, хотим сберечь природу для следующих поколений, значит, есть будущее и у нас, несмотря на то, что отстаем от некоторых стран, несмотря на неурядицы, которые в огромном количестве и объемах встречаются на каждом шагу.
С праздником Великой Победы вас, друзья! И пусть подобных праздников больше никогда не будет!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему