КТО ВПЕРВЫЕ ЗАГОВОРИЛ О ГЕНОЦИДЕ АДЫГОВ?

В социальных сетях «гуляет» аудиозапись выступления первого президента Кабардино-Балкарии на митинге, посвященном Дню памяти адыгов – жертв Русско-Кавказской войны, как обычно, прошедшем у входа в Нальчикский городской парк в 1994 году. В чем же дело, почему выступление 24-летней давности давно умершего политического деятеля вдруг всплыло и будоражит сердца всех, кому удалось ознакомиться с ним?
Думаю, дело не в лояльности к памяти первого президента, хотя и это имеет место, а в мыслях адыгского населения, что с вопросами осмысления итогов давней войны, в результате которой большинство народа уничтожено, а 90 процентов оставшихся в живых отправлены в изгнание.
Историческая память их потомков не желает смириться с мыслю, что руководители двух великих государства – России и Турции – предпринявших все, что в их силах для полного уничтожения маленького, но гордого народа, даже не вспоминают о неблаговидных, мягко говоря, делах своих предков. Нынешним адыго-черкесам всего-то и нужно, чтобы сказали: да царская Россия, а позже и Оттоманская империя были не правы. Возможно, это нужно людям для торжества справедливости, а может, для успокоения душ несчастных, погибших в неравной борьбе с оккупантами, утонувших в море, когда его переплывали в присланных «доброй» Турцией неприспособленных средствах или, когда умирали с голоду в той же Турции, где они никому, оказывается, были не нужны.
Во времена Советской власти заявлять о чем-то, связанном с Русско-Кавказской войной, было подобно смерти. Ни у нас в стране, ни живущие за рубежом адыги не знали даже, что еще где-то за пределами их страны, еще есть адыги. И лишь в конце 50-х годов прошлого столетия начала поступать кое-какая информация, начались какие-то культурные связи.
Первым, из числа находившихся у власти людей, поднявшим данную проблему был В.М. Коков, который сумел уговорить Ельцина извиниться перед балкарским народом за незаконную ссылку этого народа в Среднюю Азию и Казахстан на долгие 13 лет и перед народами Кавказа за истребление в ходе 100-летней Русско-Кавказской войны. Однако, политические доброхоты быстро одернули Ельцина, и он больше к данной проблеме не возвращался. Примерно в тот же период состоялось и выступление В.М. Кокова на митинге, где впервые и во всеуслышание заявил о геноциде адыгского народа и проблемах, которую рождают нерешённые вопросы большой давности.
Мы сочли правильным выложить здесь полный текст этого выступления, чтобы любой желающий мог сам сделать собственные выводы.
За пределами этого хочется заметить, что первый президент каждый год 21 мая, вместе с соратниками, ходил на митинг, всегда делился своими соображениями по поводу той ужасной войны со средствами массовой информации, не стеснялся в оценках, когда речь шла об исполнителях воли царской администрации по истреблению адыгов. После него, почему-то, руководители республики перестали ходить на эти митинги, хотя траурные и иные мероприятия, проводимые в связи с окончанием той войны, стали заметно масштабные и значимые.
Не ходил почти на эти митинги и Арсен Каноков, которого трудно заподозрить в отсутствии патриотизма к своему народу. По-моему, это означает одно: существует жесткая линия федерального центра - органам власти не принимать участия в этих мероприятиях, не поощрять устремления патриотических сил по подъему национального самосознания. В русло этих размышлений ложатся и некоторые действия федеральной власти. Например, нарастающая борьба с национальными языками, в результате которой мы все должны в ближайшее время ассимилироваться среди великого русского народа.

Выступление В.М. Кокова на митинге в Нальчике 
в день 130-летия окончания Русско-Кавказской войны. 1994 год

Мы собрались в этот майский день по зову памяти, велению времени, да и по воле истории. Печальный повод – 130-летие со дня завершения многолетней Кавказской войны, в результате которой под угрозой оказалось само физическое существование адыгов, заставляет нас вновь воскресить в памяти страницы, ставшие черными в истории нашего народа, да и всего человечества. Понять причины народной трагедии, исключить ее повторение – это и есть исправление исторических ошибок. Но история учит только тех, кто хочет учиться. Мы обязаны вновь и вновь обращаться к прошлому, ибо часто еще убеждаемся в ясной связи немалого числа сегодняшних явлений с далеким прошлым.
Черкесские князья, полководцы и политические деятели сыграли немаловажную роль в судьбах самой России в самые сложные периоды своего развития истории. Они были надежной опорой царям-реформаторам Ивану Грозному и Петру Великому, порою даже подменяя их у руля огромного государства. Они внесли свою лепту в создание Русской армии, в борьбу против разных внешних врагов России. Все это сейчас уместно сказать для того, чтобы мы помнили: черкесы не были для России ни чужим неведомым народом, ни пресловутым туземным населением, состоящим из одних хищных головорезов, каковыми нас изображали некоторые историки.
До поры до времени, наши отношения, как говорится, были цивилизованными. Черкесам было напрямую выгодно жить в согласии со своим великим соседом, и Россия имела от этого немалую пользу. Но времена меняются, царская Россия все больше осознает, что без надежных позиций на юге и выходов к теплым морям, у него нет шансов соперничать с крупнейшими державами того времени.
Однако, для полной реализации своей долгосрочной программы правящая элита России приходит к выводу, что прежде необходимо полное покорение Кавказа. Персидский поход Петра Первого с очевидностью показал, что завладеть Кавказом не так просто. Необходимо было в начале завладеть центром Кавказа. Центральную же часть Кавказа занимала Кабарда, которая контролировала коммуникации, связывающие Восточный Кавказ с западными, а также кратчайшие пути из Северного Кавказа в Закавказье.
В этих условиях, Кабарда, после очередной Русско-Турецкой войны 1735 - 1739 годов, была признана де-юре мировым сообществом, независимой. Признание независимости Кабарды противоречило, однако, имперским устремлениям как Турции, так и России. Несмотря на мужество и героизм, проявленные народами Кавказа в антиколониальной и национально-освободительной войне ее исход был предрешен. Царские генералы осуществляли тактику выжженной земли, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Генерал-лейтенант Раевский писал: «Наши действия на Кавказе напоминают все действия первоначального завоевания Америки испанцами. Но я не вижу здесь ни подвигов геройства, ни успехов завоеваний Кортеса. Дай Бог, чтобы завоевание Кавказа не оставила в русской истории кровавого следа подобного тому, какой оставили эти завоевания в истории испанской.
К сожалению политику той России определяли не генерал Раевский, не Пушкин и не Лермонтов. А люди, поставившие целью не только завоевание Кавказа всеми дозволенными и не дозволенными методами, но и очищение значительной части этого края от самого населения. Именно в этом заключается главный трагический итог войны для адыгов. История не знает гуманных войн, но Кавказская война по масштабам потерь, продолжительности и жестокости, все же, занимает особое место.
Но самое печальное это то, что царское самодержавие не удовлетворилось завоеванием Кавказа, а решилась на осуществление еще более грандиозного преступного плана: изгнание сотен тысяч людей в подавляющем большинстве – черкесов, с родной земли. Этот акт вандализма поставил на грань полного физического уничтожения самый многочисленный по тем временам из народов Кавказа – адыгов.
С точки зрения политико-правовой оценки деяния царизма против черкесского народа можно квалифицировать только как акт геноцида, который в международно-правовой системе характеризуется как одно из тягчащих преступлений против мира и человечества. В нашем Отечестве, а также в черкесской диаспоре немало людей ждало, чтобы Россия на официальном уровне признала эту темную страницу в истории взаимоотношений с северокавказскими народами. Сегодняшняя демократическая Россия в лице Президента Бориса Николаевича Ельцина обратилась к народам Кавказа в связи со 130-летием окончания Русско-Кавказской войны. В обращении Президент выражает соболезнование и скорбь со всеми кавказцами и соотечественниками, живущими по всему миру. Нам нужно, чтобы на федеральном уровне и через соответствующие международные организации добиться на межгосударственном уровне понимания и решения вопроса репатриации наших соотечественников.
Составной частью этой проблемы, на наш взгляд, является проблема двойного гражданства. Разобщенность адыгов слишком часто облегчало задачу его противникам. Поэтому, если мы хотим избавиться, наконец, от последствий этого страшного геноцида, если мы хотим добиться подлинного этнического и культурного возрождения, мы должны быть едины.
21 мая не только день национальной скорби по невинным жертвам кровавой войны, но и день, когда мы, оглядываясь на пройденный исторический путь, можем и должны заявить: никто не забыт и ничто не забыто! Жизнь продолжается и ней есть достойное место и для адыгского народа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему