Кто должен вести адыгское застолье?

На сегодняшний день застолье стало мерилом, определяющим степень компетентности того или иного человека в адыгских обычаях и обрядах. Это результат больших и стремительных изменений, произошедших в образе жизни адыгов в основном за последние 100 лет. Из адыгских обычаев, традиций и обрядов выхолащивались очень ценные компоненты, из-за чего нарушалась их целостность. Сейчас я не буду заниматься анализом причин этих изменений. Хотя хочется отметить, что многие беды происходят от явного нежелания знать традиции и обряды, от стремления менять их по своему усмотрению и, самое главное, соглашательская политика абсолютного большинства этноса с беспорядочными изменениями в них, особенно, если различного рода нарушения обычаев исходит от сильных мира сего: богатеев или власть предержащих.
Адыгское застолье на сегодняшний день является предметом ожесточенного спора между всеми без исключения.
Спорят ученые, обыватели, те, которые чуть ли не каждый свой день проводит в застольях, и те, которые никогда в жизни не участвовали в адыгских застольях. Однажды в одной из социальных сетей я проводил опрос о видениях проблемы деления головы жертвенного барана и девяноста процентов, участвовавших в обсуждении, оказались женщинами, которые, как известно не садятся за столы, где проводится данный обряд.
Естественно, что при таком раскладе обычаи и обряды могут трактоваться, как угодно. Нам представляется, что всем членам адыгского сообщества нужно осознать необходимость единообразного прочтения и исполнения всех обычаев, обрядов и традиций. Без осознания этой необходимости, нам грозит утеря и оставшихся ценностей. При этом я хорошо осознаю, что отказаться от каких-то элементов обрядов будет нелегко. И здесь необходимо подключить резервы и возможности всех адыгских общественных формирований. Об адыгском застолье я расскажу на примере свадебного застолья в том его виде, в котором сложились правила к концу второго десятилетия третьего тысячелетия.
Главенствующее положение в адыгском застолье занимают два лица: Тхьэмада и Щхьэгъэрыт, которые, по сути, определяют, насколько правильно и удачно сложится обстановка за столом, как будут исполняться обычаи и традиции, насколько комфортно будут себя чувствовать участники застолья. Щхьэгъэрыт, например, должен быть из числа близких родственников хозяев, чтобы душа болела за благополучный исход мероприятия, чтобы ответственность чувствовал постоянно. Он постоянно находится в зрительном контакте с Тхамадой и способен понимать указания, отдаваемые им даже взглядом. В его обязанности также входит, чтобы на столе не было беспорядка, не оставались лишние приборы, не было нужды в закусках и напитках.
За пределами этого, в адыгском застолье главенствует Тхамада. В его обязанности входит поддержание порядка за столом, удовлетворение по мере возможности всех потребностей гостей, разнообразие застолья, своевременное и точное исполнение тех или иных обрядов. Тхамада адыгского застолья – единоначальник. Никто не может с ним пререкаться, спорить, а тем более, не исполнять его требования. Бытует даже ставшая расхожей фраза: «Тхамада всегда прав!» В то же время, Тхамада время от времени обращается к старшему из числа гостей, спрашивая его мнение по тем или иным вопросам, но это не что иное, как элементарная вежливость.
В адыгской среде много разговоров вокруг вопроса о том, кто должен стать Тхамадой свадебного, как сейчас в рассматриваемом варианте, или любого другого адыгского застолья. Различия в подходах к этому вопросу в Большой Кабарде и Малой Кабарде настолько устойчивы, что говорить об общей точке зрения, как мне кажется, довольно бессмысленно. В Большой Кабарде считается, что Тхамадой должен быть обязательно носитель фамилии, у которого проходит торжество. В Малой Кабарде имеется уверенность, что застолье должен возглавить человек, имеющий близкое отношение к семье, но не с этого рода. И те, и другие до хрипоты могут спорить, кто из них прав, никто до конца не выслушивает никакие доводы, и считают, что правы именно их предки, оставившие им такие обычаи, а не предки оппонентов. Я имел неосторожность поднять эту тему в периодической печати и социальных сетях, в глубокой надежде на примирение сторон хоть на каких условиях, но пришел к печальному выводу, что такое невозможно.
Дело здесь даже не в том, что взгляды людей на какой-то обычай расходятся. Корни разногласий уходят в далекое прошлое, когда в отношения Большой Кабарды и Малой Кабарды вбивался искусственный клин с целью их полного разъединения, что и удавалось представителям царской, а позже и советской власти. Ясно, ведь, что, разделив народ его легче приручить или, даже, уничтожить. Например, немногим известно, что Малая Кабарда не имела никакого административного отношения к Большой Кабарде до 1909 года. Немало и других примеров, но эта тема для другого разговора, которая, тем не менее, усилила различия обычаев. То же самое случилось и в случае с адыгами из Карачаево-Черкесии и Адыгее – административно-территориальное разделение и заселение территорий между ними иными народами привело к разночтению некогда единых обычаев и традиций.
В этой работе я не буду подробно останавливаться, как выглядели те или иные обычаи, традиции и обряды в более старые времена. Они неплохо освещены в трудах наших достойных ученых и наблюдениях многочисленных путешественников, ранее посещавших Черкесию. Поэтому, повторяться нет смысла. Я считаю основной своей целью освещение традиций и обрядов в современном их срезе. Конечно, не проводить совсем аналогии с прошлой жизнью адыгов, видимо, не удастся, но эти аналогии будут минимальны.
Так, как быть с вопросом о том, кто должен быть Тхамадой адыгского застолья? В деле наиболее полного исследования адыгских обрядов патриархом по праву считается Сараби Мафедзов и с этим согласны практически все. В своих фундаментальных работах «Обряды и обрядовые игры адыгов» (Кн. Изд-во «Эльбрус,1979г.), «Адыги. Обычаи.Традиции» (Н., изд. центр «Эль-Фа», 2000г.) С.Х. Мафедзов пишет (цитирую по изданию 2000 года): «… за стол сажали со стороны жениха умеющих организовать компанию, остроумных, знающих адыгэ хабзэ во все подробностях мужчин. Тхамадой торжества мог быть близкий друг старшего в доме жениха или же родственник, но ни в коем случае не кто-либо из членов семьи. Потому что тхамада, ведя стол, должен был произнести тосты за счастье, за благополучие дома, где происходит свадьба. А член семьи, по адыгэ хабзэ, не мог говорить благопожелания, адресованные самому себе, своей семье». По логике вещей, хвалебные речи о семье не должен произносить и другой член этого рода, особенно в присутствии гостей.
Я считаю такое явление неприличным и не украшающим принимающую сторону. Но, главное не это – главное то, что автор книги нигде не упоминает, что Тхамадой застолья должен быть из того рода, чьим мероприятием является данное торжество. Тогда откуда взялась массовая уверенность жителей Большой Кабарды и Черкесии, что застолье должен обязательно возглавлять представитель рода, принимающего гостей? Я не встречал человека, сумевшего ответить на этот вопрос, как и на вопрос о том, в чем преимущество именно такого решения. Истоки этого явления, смею предположить, в том, что им не хочется обременять себя поисками человека, способного достойно провести застолье, а также нежелание быть обязанным человеку, который окажет честь и семье, и роду, взяв на себя не только обязанности Тхамады, но и возможные коллизии, которые могут возникнуть в ходе торжеств.
Но я, как человек имеющий немалый опыт участия в различных торжествах, в том числе и в качестве Тхамады, на своем веку встречал немало примеров, когда главой застолья сажали человека, не имеющего никакого представления о том, в чем заключаются его обязанности. И, наоборот, никогда не встречал фактов, чтобы приглашенного на мероприятие в качестве Тхамады человека, не члена данного рода, пришлось упрекнуть в каких-либо ошибках или упущениях. Все дело в том, что такую важную миссию не поручают кому придется, а выбирают из таких, которые имеют богатый опыт тхамадинства, чувствующих участников застолья и умеющих ненавязчиво разнообразить застолье.
Когда речь заходит о том, кто должен вести застолье, я часто вспоминаю случаи, которые с завидным постоянством повторяются в семье одного моего родственника из Большой Кабарды. Это - большая семья, насчитывающая шестерых детей. По мере их взросления нам тоже чаще приходится бывать у них, слава Всевышнему, по радостным причинам. Род у них небольшой и главе семьи приходится, исходя из бытующих здесь обычаев, сажать во главе стола одного и того же мужчину своей фамилии – других попросту нет. Несмотря на то что ему приходится довольно часто исполнять почетную роль Тхамады, он никак не удосужится научиться этому искусству. Скорее всего это и не дано ему. Мало того, что он по природе молчалив и нелюдим, он еще и тосты произносит паршиво, как испорченная пластинка из раза в раз повторяя один и тот же приевшийся и бессмысленный тост о том, что важнее здоровья на свете ничего нет. Кроме того, он вообще никак не регулирует застолье, по своей инициативе не предоставляет слово для тоста, он еще становится агрессивным, по мере накопления в нем спиртного. Он не знает, что следует говорить, когда приносят хьэщ1э ныш – мясо жертвенного барана, он не умеет разделывать баранью голову. К концу застолья он становится неуправляем, лезет с объятиями к гостям, все время хочет с кем-то из них приватно выпить за его здоровье. Полголовы давно уже лежит на столе, а Тхамада гостей не отпускает.
Пожалуйста, кто мне скажет теперь, что подумают гости о семье и роде, где они побывали? Чему научатся молодые люди, которые в силу обстоятельств всегда присутствуют за такими столами? Скажите, только положа руку на сердце, а не связано ли это с желанием противопоставить малокабардинским обычаям свои, родные, устоявшиеся правила? Что все-таки лучше: чтобы тебя представлял опытный, умный, солидный сосед, но не твоей фамилии или мужчина твоей фамилии, но не рожденный быть Тхамадой? Человек, который искренне радеет за честь своей семьи сам себе признается, что у него в роду нет на этом этапе такого, который способен на высшем уровне, с соблюдением всех норм этики и АДЫГЭ ХАБЗЭ провести застолье, и пригласит для этих целей опытного и проверенного родственника или соседа, которые есть везде. А человек, для которого внешние признаки важнее нормального проведения торжества, усадит на это место того, что у него есть под рукой, опозорит свою семью и еще долгие годы будет оправдываться перед новыми родственниками за не очень удачный выбор Тхамады.
Теперь, я еще раз хочу повторить, что у наших видных ученых, известных путешественников, посещавших Черкесию в свое время и просто тех, кто изучал данный предмет немного глубже, чем простой обыватель, не найдешь запрета на то, чтобы определить Тхамадой человека, не относящегося к данному роду. Отсюда вопрос: откуда наше население, в том числе и многие друзья по Фейсбуку, черпают такую несгибаемую уверенность, что Тхамадой следует сажать только представителя собственного рода. При этом даже читать не хочу, видеть не хочу такие серьезные аргументы, как кто-то сказал, мой отец всю жизнь так делал, сорока на хвосте принесла, которые, как правило, исходят от наших всезнающих милых дам.
Эмоциями положение не исправить. Многие наши беды происходят от того, что во время застолий обычаи и традиции трактуются неправильно, ведущие застолий часто ошибаются, а вслед за ними эти ошибки повторяют и молодые люди.
В свое время мудрые адыги придумали емкое выражение: «Къэбублэр хабзэщ» (Что надумаешь, то и хабзэ). И невдомек тем из нас, которые оправдывают любые нововведения этой фразой, что она была придумана не для оправданий нарушителя Свода законов, а в насмешку над теми, кто не знает АДЫГЭ ХАБЗЭ, кто нарушает ее основополагающие нормы. Может, есть возможность вернуться к этому методу воздействия на злостных нарушителей. Не знаю. Но необходимость точно есть, потому что катимся в неизвестность.

ОТЗЫВЫ:
Борис Хамизов: Владимир преподносит нам тот Адыгэ Хабзэ, который популярен и, которого придерживаются в Малой Кабарде. И автор, будучи искусным мастером пера, пропагандирует нам всем - его читателям "свой" терский вариант. Как выявляется в наших обсуждениях, есть разница, где-то небольшая, где-то значительная в исполнении различных ритуалов и обрядов. Но принимать их и применять на мероприятиях, проводимых в Большой Кабарде, не получится. Точно также, как и для Володи и остальных терчан неприемлемо перенесение нашего видения на малокабардинскую почву. Может быть, когда-либо каким-то волевым законодательным актом или решением уважаемых старших ВСЕЙ Кабарды и удастся привести наш этикет к единому знаменателю (что имеет весьма призрачные перспективы), а пока нам остаётся делиться друг с другом тем, что есть у каждой стороны, сравнивать это, и продолжать обсуждать на доброжелательной основе.
Vera Dokhova: Тамадой, по обычаю, сажали умного друга семьи, соседа или другого человека, хорошо знающего род, семью у которых проходит торжество. Это было связано с тем, что тамада должен знакомить с семьёй гостей. И считалось у адыгов верхом неприличия хвалить себя и свой род. В наше время более традиционные устои сохранились в Малой Кабарде. Они четко этому следуют. Кто хочет посадить своего, пусть сажает - это не наказуемо, но не по обычаю адыгов. Что из-за этого спорить и обижать друг друга. Каждый поступает так, как у них принято.
Ирина Жабалиева: к сожалению, человек, который полностью согласился бы с Вами по проведению адыгского застолья и Тхамады, представляющего интересы данной семьи или рода, но не являющегося главой или членом данной семьи или рода, - отошедший в иной мир отец моих дочерей, родившийся в Большой Кабарде. У нас был открытый дом и редкий вечер мы проводили без друзей, соседей, гостей ближних и издалека. Всегда, пока мы жили в доме по Ленина, 7-а (15 лет), тамадой приглашался старший нашего подъезда, очень достойный и уважаемый человек, знавший тонкости адыгского застолья, очень строго и требовательно соблюдавший "протокол" ведения мероприятия.
Хозяин сам не садился тамадой. Ко времени визитов сватов к дочерям, отца уже не стало и старшие рода, совещаясь совместно с моими родственниками по поводу приёма нысашэ, или отправления делегации нэчыхьытх (нэчыхь совершали у нас в доме, до вывода невест) много спорили о Тхамаде, настаивая на представителе рода. Зять, муж старшей сестры из Малой Кабарды, доказывал обратное, в результате, в случае со старшей дочерью, Тхамадой, фамилия настояла, на представителе рода, получилось, как в Вашем рассказе...
Но когда подошла очередь средней, тут уже мне пришлось вмешаться, ссылаясь на традицию нашей семьи приглашать Тхамаду со стороны, что так делал отец девочек, и обратилась с просьбой к другу семьи, уважаемому и незабвенному Борису Утижеву (да покоится он с миром!), который с удовольствием согласился и очень расчувствовался по этому поводу! Все прошло очень красиво, сейчас молодые сказали бы, что это был мастер- класс Мастера адыгского слова, достойнейшего из адыгэл1! Я была счастлива, как будто бы воскрес глава моей семьи! (псапэ куэд ищ1ащ Борис, Тхьэм и псэр куэдрэ игъэгуф1э).
С тех пор, вопрос, кому быть Тхамадой, у нас решается, как того диктует Хабзэ и логика того, что в случае, когда дело касается создания новой семьи и встречаются представители двух чужих родов, приглашенному Тхамаде в большей степени пристало произносить хвалебные отзывы о роде, семье жениха или невесты, о молодых.
Зарета Бирсова: Низкий вам поклон Ирина! Одно то как вы уважительно отзываетесь о старшем своего дома, говорит о том, что намыс и хабзэ царствуют в вашем доме.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему