Историк-архивист, философ, критик и писатель

С Сафарби Бейтугановым я познакомился давно, еще в советское время, когда он работал в горкоме партии, а я – в редакции кабардинской газеты. Он приносил свои афоризмы, а затем подолгу общался с нами. Нам, газетчикам, неизбалованным визитами партийных работников, нравилось, что говорил он с нами не с высока, без снобизма. Он тоже, по-видимому, чувствовал среди газетчиков довольно уютно.
Хорошо знаю и его младшего брата, доктора физико-математических наук, Заслуженного метеоролога России Мусарби Ногмановича, которого я называю по-свойски Володей, много раз пытался выиграть у него в шахматы, не раз поднимали бокалы и у меня дома, и у него. Хорошо знаю их сестру, милейшую Софьят, которая мне как-то сказала: милее и умнее моих братьев на свете никого нет. Так думают абсолютное большинство сестер, это их удел так думать, но с Софьят я полностью согласен – братья человеколюбивые, порядочные и умные.
Сафарби Ногманович нашел свое призвание в поиске всего неизведанного, спрятанного в глубинах архивов, в головах и трудах великих людей, в умелом интерпретаций исторических фактов и событий, в раздумьях о назначении человека, о непреходящих ценностях и вечном. И дружит он с такими же одаренными людьми, как он сам. Я с интересом наблюдал, как развивалась и крепла дружба Сафарби Бейтуганова и Зубера Тхагазитова. Сначала никак не мог понять, что стало причиной этих двух разных людей: нелюдимого и полностью закрытого Зубера Мухамедовича и открытого, жизнерадостного Сафарби Ногмановича, пока не понял – ведь, их объединяет схожая философия, идентичные взгляды на жизнь, на явления! Мне казалось, что может объединить прагматичного Мухамадина Шаожева и Сафарби, больше тяготеющего к философскому осмыслению всего, что нас окружает, пока не понял – ведь, их объединяет любовь к жизни! И, как странно это не прозвучит, с людьми он дружит исходя из общности интересов. В одном он ценит умение дружить, в другом – порядочность, в третьем – наличие глубоких знаний.
На сегодняшний день имя Сафарби Бейтуганова – одно из самых известных в кабардино-балкарской исторической науке. Его творчество, как в жанровом, так и мировоззренческом аспекте весомо и оригинально.  Сам он тоже интересен разнообразием интересов, взглядов и интерпретаций исторических и политических событий и фактов. Он родился 7 ноября 1942 года в селении Каменномостское. Окончи историко-филологический факультет КБГУ. С 1998 по 2004 год руководил Архивной службой КБР, был членом Правительства КБР, многое сделал для развития и популяризации Архивной службы.
Он архивист и эссеист, философ и писатель и большую известность принесли ему, члену Союза писателей России, его литературные достижения. В числе 29 его книг – «Кабарда и Ермолов», «Кабарда: история и фамилии», «Сущность», «И вечность – миг», «Дух сомнения», «Древо самопознания». Широкую популярность принесли С. Бейтуганову миниатюры, которые могут запомниться самому взыскательному читателю.
Глубокий исследователь не только всемирной истории и вкупе с ней истории адыгского народа, С. Бейтуганов внимательно вглядывается и в историю балкарского этноса. В последние годы из-под его пера вышли серьёзные работы: «Великие личности и ценности», энциклопедия «Пионеры всемирной истории», ставшие без преувеличения бестселлерами.
Блестящий аналитик и не менее блестящий полемист, Сафарби Бейтуганов вновь выступил с новым во всех отношениях изданием. Оно состоит из двух автономных книг: «Кавказская война и адыги: история и политика» и эссе «Думы в контексте Гёте». Сафарби Ногманович давно подчинил свой дух, всю свою сущность, дела и помыслы сути идеи, как нельзя лучше отвечающей его внутреннему и острому ощущению истории адыгов. Более того, своему делу он подключил практически все возможности своей семьи, которые живут его проблемами. Не так давно я спросил, на что он употребил бы миллион рублей, если они свалились сейчас с неба? Видно было, что его вообще удивило само появление вопроса:
Конечно издал бы книги, - незамедлительно ответил он. У меня прямо сейчас готовыми лежат две работы.
Недавно в социальных сетях я задал риторический вопрос: есть ли в республике человек, не знающий Сафарби Ногмановича Бейтуганова, историка-архивиста, писателя и критика, общественного и в прошлом - государственного деятеля? И сам же на него ответил: вряд ли. Его активная деятельность как исследователя не предполагает быть малоизвестным. Несколько лет я насчитал его изданных им книг около 30 и бросил это занятие.
Он популярен, но это не означает, что его труды оцениваются однозначно позитивно: они вызывают споры, суждения, полемику. Многим нравится его активность, глубокая философия, широкие и разнообразные познания. Его приглашают на презентации, тематические вечера. С мнением Сафарби Ногмановича считаются специалисты, ученые. Его цитируют, хвалят и ругают. Есть и завистники. Им восторгаются, его игнорируют. Ясно одно: Кабардино-Балкарскому сообществу нужен этот Бейтуганов, общество любит его в основной своей массе. И лишь власть наша равнодушна к нему. Странно, но кто бы не стоял у руля республики, ни один не удосужился пожать руку этому великому подвижнику. За 75 лет жизни его не удостоили даже грамоты.
В чем же дело? Думаю, в том, что Сафарби Ногманович так и не научился вилять хвостом, выпрашивать звания и какие-то другие знаки отличия. Там же я предложил нашим общественным организациям, как Союз писателей КБР, Союз журналистов КБР, общество книголюбов, республиканской и другим библиотекам, включая и библиотеку КБГУ, другим заинтересованным организациям и учреждениям официально обратиться к Главе КБР с предложением наградить его орденом "За заслуги перед Кабардино-Балкарией". В мои цели входило заодно проверить и цену их политическому авторитету. Проверил…никто из них не шевельнул пальцем. А отзывы простых граждан и интеллигенции на творчество С.Н. Бейтуганова были изумительные – народ знает и ценит своих героев.
Мы часто встречаемся с Сафарби Ногмановичем. Нет, общих каких-нибудь дел нет, но мы считаем необходимым встречаться, беседовать, сверять, так сказать, свои позиции по разным вопросам. Я очень ценю эти беседы и дружбу, которые мы сумели пронести через десятилетия.
Вот, что пишет о Сафарби Ногмановиче ученый-филолог Мадина Буранова 
           Имя САФАРБИ БЕЙТУГАНОВА – одно из самых известных в кабардино-балкарской исторической науке. Он архивист и эссеист, философ, большую известность принесли ему, члену Союза писателей России, его литературные достижения. В числе 20 его книг – «Кабарда и Ермолов», «Кабарда: история и фамилии», «Сущность», «И вечность – миг», «Дух сомнения», «Древо самопознания», «Мир острой критики», «Пионеры всемирной истории». Широкую популярность принесли С. Бейтуганову миниатюры, которые могут запомниться самому взыскательному читателю.
            Глубокий исследователь не только всемирной истории и вкупе с ней истории адыгского народа, С. Бейтуганов внимательно вглядывается и в историю балкарского этноса. В последние годы из-под его пера вышли серьёзные фолианты «Великие личности и ценности», энциклопедия «Пионеры всемирной истории», ставшие без преувеличения бестселлерами.
            Блестящий аналитик и препаратор ушедшего времени и не менее блестящий полемист, Сафарби Бейтуганов вновь выступил с новым во всех отношениях изданием. Оно состоит из двух автономных книг: «Кавказская война и адыги: история и политика» и эссе «Думы в контексте Гёте».


                                                        Владимир Кудаев,
                                                  Член Союза журналистов России,
                                                  Член Союза писателей России,
                                                  Заслуженный журналист КБР, кандидат
                                                  исторических наук.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему