СВОД АДЫГСКИХ ЗАКОНОВ - КТО ХОЧЕТ ЕГО УНИЧТОЖИТЬ?

Такие слова как «Честь и достоинство» никогда не были пустым звуком для народов Северного Кавказа, а для адыгов – особенно, потому что свод адыгских законов, называемое Адыгэ хабзэ, был всегда незыблемым для каждого, кто гордо называл себя АДЫГЭ. В последние десятилетия железобетонное покрытие этого свода, мягко говоря, ослабло, несколько пожухло, из-за того, что многие представители адыгских народов не считают обязательным исполнение этих неписаных, но, казалось бы, незыблемых правил.
Обеспокоенные этим неравнодушные люди создают школы по изучению обычаев и традиций, центров по возрождению и развитию Адыгэ хабзэ, говорят об этом на различных форумах, возмущаются на кухнях, спорят на свадьбах, но все это мало помогает делу – многие молодые люди ведут себя развязно в общественных местах, часть девушек потеряли стыд, некоторые из нас не стесняются сдавать своих близких родственников в дома для престарелых. Пытаясь все же узнать наиболее уязвимые точки в происходящих изменениях, автор этих строк самостоятельно попытался в социальных сетях установить амплитуду колебания настроений масс, узнать степень озабоченности сограждан и дважды поднимал вопросы сохранения обычаев в дальнейшем, их унификации в рамках одной республики, если это возможно.
Результаты этих попыток оказались лично для меня удручающими. Я пришел к выводу, что в фейсбуке, например, лучше не поднимать такие серьезные проблемы, потому что у 95 процентов пользователей нет к ним никакого интереса, у большинства из оставшихся уровень мышления идет не выше дворового или кухонного размышления о том, что такое хорошо и что такое плохо. В результате двухдневного общения мы пришли к выводу, что Тхамадой застолья должен сидеть только представитель рода, у которого проходит торжество, что приходящих на похороны людей нужно обязательно кормить, что не может быть такого, что в роду не оказался мужчина, способный умело вести застолье…
Между тем, факты, когда Тхамада сидит за столом как истукан, и не знает, как вести застолье, о чем обязательно надо бы сказать, что надо бы сделать именно в такой-то ситуации, встречаются сплошь и рядом. Такие, с позволения сказать, свадьбы, где ни разу не скажут тост за гостей, где гости не промолвят ни одного слова о том, что рады породниться с таким родом и так далее, практически ничем не отличаются от обыкновенной пьянки или отличаются обилием закуски.
Часто на ум приходит случай, когда меня пригласили принять участие в процессе, когда группа старших приезжают договариваться с родственниками недавно «украденной» девушки. К тому времени, как это заведено, близкие девушки уже съездили к ней, она объявила, что хочет остаться в этой семье и оформили мусульманский брак. Приехали четверо мужиков, мы их усадили за не накрытый стол (в Малой Кабарде именно так заведено – пока стороны не договорятся стол не накрывают), и приготовились слушать. Они сидят, мнутся. Уже и погоду обсудили – о главном не говорят. Когда старший из них решил перейти к обсуждению достоинств Путина, пришлось их немного подтолкнуть вопросом о цели их посещения.
- Мы приехали сообщить вам, что в субботу решили провести свадьбу там-то и во столько-то…
У нас отвисли челюсти: целая группа людей абсолютно не знает, как вести подобного рода разговоры, и невооруженным глазом видно, что даже не пытались узнать, прежде, чем выехать со двора. Для нас, наученных прежде чем приступать к действиям хорошо изучить проблему, для нас, для которых наш старший подробно рассказывает весь процесс от начало и до конца, независимо от того, знаем мы эти обычаи или нет, заход гостя с конца показался диким. Я уже бывал в такой ситуации, когда женился мой брат и в схожей ситуации, пришлось поехать в Адыгею. Так, я сначала узнал обычаи и нравы тех, к кому ехал. В данном случае, явно никто не готовился к серьезному разговору.
Между тем, насколько я знаю, старший из приехавших должен был сократить свои воспоминания и измышления о коварстве природы, и передав салам от своего старшего, от его имени просить нас принять их родство, обещать стать хорошими родственниками, беречь девушку, вышедшую замуж за их парня. Кроме того, у нас еще есть обычай требовать некий калым за девушку. Деньги эти не великие, и всего лишь свидетельствуют, как и в Адыгее, о том, что невеста вошла в их дом чистой, незапятнанной. Кстати, мы заранее договорились, что не возьмем калым.
Я не выдержал и сообщил гостям об этих правилах – хабзэ. Проигнорировав мое замечание о том, что они должны были бы заручиться нашим согласием на родство с ними (а это самое главное в этом процессе), старший из приехавших ухватился за слово «калым» и начал развивать эту тему, типа, не в наших это правилах – платить калым. Обидно стало за наших предков, веками бережно хранивших эти золотые обычаи, умение договариваться, умение вычленять главное и умение передавать все это следующим поколениям. Я не счел обязанным идти у них на поводу, притворяться, что ничего не случилось и твердо сказал:
- Вам не нужны родственники и все ваше поведение говорит об этом. Вам нужна была наша девочка и вы ее получили – пусть она станет счастлива с вами. Мы не приедем на свадьбу и в дальнейшем не намерены общаться с вами.
Им пришлось уехать. Правда, потом приехала другая группа, более подготовленная к ведению переговорам и все вопросы были решены, девочка наша живет в счастливом браке, имеет троих детей.
Я рассказал об этом случае так подробно лишь за тем, чтобы еще раз подчеркнуть, что кроме застолья бывает еще масса случаев, когда нужно хорошо знать и соблюдать наши обычаи. Например, я помню, и это было не так уж давно, что сидящие на скамейках женщины приподнимались, когда мимо проходили или проезжали мужчины. Девушки опускали глаза, когда им приходилось общаться с мужчинами, парни подобострастно ожидали поручений старших, из двоих идущих, справа всегда шел старший – их много, всего не скажешь, но факты жизни таковы, что мы их не соблюдаем. Правда и то, абсолютно все мы любим длинно рассуждать, какие у нас красивые обычаи, да какие наши предки были достойные.
Адыгэ фащэ одеваем, в лучшем случае, по праздникам, об обычаях разговоры ведем лишь на свадьбах. Да и то, найдется там какой-то говорливый, который считает, что он лучше всех знает кабардинские обычаи, а несет всякую, извините, чушь, но его легче застрелить, чем остановить. А слушающий его молодой человек усваивает явно неправильный урок. И неправильное поведение. Откровенно слабый по части ведения застолья Тхамада не пресекает такие нарушения и в следующий раз такое становится нормой. Особенно опасны в этом плане бывшие чиновники высокого ранга, которые упиваются вниманием к своей особе и не следят за собой, а Тхамада снова молчит, явно комплексуя перед авторитетом бывшего… Такого по определению не может быть в Малой Кабарде, где законы поведения определяются не высоким авторитетом вчерашнего большого человека или говорливостью субъекта, а волей многоопытного Тхамады и предписаниями АДЫГЭ ХАБЗЭ.
Не могу не затронуть еще одну, ставшую нормой в новейшей истории кабардинцев и балкарцев – взаимоотношения между супругами. С недавних пор женщины в семье начали явно доминировать. С чем это связано, другой вопрос, но это печальный факт нашего бытия. При этом сразу оговорюсь, что исключения есть, и его немало. Даже при обсуждении этой темы в фейсбуке, в основном, высказывались женщины, а из редких мужчин, подавших голос, некоторые, похоже, лишь теоретически знакомы с канонами ХАБЗЭ. Как я уже отмечал в начале, весь разговор свелся к ведению застолья, и что интересно, эти женщины (отдельные), не терпящим возражение тоном, учили всех, как исполнять обязанности Тхамады, при этом нисколько не сомневаясь в собственной правоте. Одна, особенно умная, заметила:
- А чего тут долго размышлять, сказал Тхамада тост за старших, сказал тост за молодых, а дальше процесс пойдет сам.
И не поймет она, что такие высказывания наносят непоправимый вред ее же согражданам. А вдруг ее слова попадутся какому-нибудь легковерному молодому человеку? Не лучше ли таким женщинам воздержаться от поучений? А ведь, ни одна из них, надо полагать, никогда от начала до конца не сидела на таких мероприятиях – не положено, чтобы женщины сидели за мужским столом, если это не общее застолье. Так, не в этом ли дело? Может, влияние прекрасной половины на такие специфические моменты следует ограничить? А мужчинам более предметно изучить обычаи и не бегать за советами к женщинам? В любом случае, вопросы есть и их нужно решать. Решать, а не оправдываться.
Но если нужны оправдания, в первую очередь нужно бить в колокола в связи с тем, что мы семимильными шагами идем к матриархату. Наряду с решением проблем материального обеспечения мужчины довольно охотно отказываются от обязанностей воспитывать детей, влиять на их умы. Государство также самоустранилась от решения проблем воспитания. Общественные институты не доросли до того уровня, когда они способны будут влиять на воспитательный процесс, а женщины, взвалив на себя материальное обеспечение своих домочадцев, явно не успевают заниматься воспитание своих чад. Результат известен.
Было бы неверно в данной статье ограничиваться лишь обычаями, связанными с торжествами или бытовыми случаями. Не меньший интерес представляют, как говорят осетины, печальные дела. Уже притчей во языцех стали многочисленные различия в религиозных обрядах, связанных с кончиной человека или поминками у адыгов и балкарцев. Сейчас уже ясно, что эти вопросы никем не регулируются. Возможно, из-за этого, а может, большей частью из-за неуемного желания наших сограждан обязательно отличиться, обязательно стать круче своего соседа, наши поминальные обряды все больше и все чаще напоминают свадебные торжества. Не хватает лишь спиртного.
Однако, это явление мало кого беспокоит. Перманентно объявляются, что нельзя столько тратить на поминки, на памятники и т. д., но дальше этого дела не идет. Духовное управление мусульман республики недостаточно, значит, занимается приведением в соответствие этих мероприятий с нормами религиозных требований, с нормами морали. Это не описка – недостаточно занимаются. Если бы захотели, сумели бы повлиять на положение. Я в курсе, что в населенных пунктах священнослужители очень ревностно относятся к установкам Духовного управления, выполняют их требования. Например, в нашей республике смогли прийти к знаменателю в части того, сколько денег следует затратить на деур. Смогли сделать так, чтобы хоронить усопших стали не позже полудня? Значит, можно решить другие проблемы? Думаю, можно.
Немало и других, не столь принципиальных различий, унификация которых было бы желательно. Например, удручает желание всех, кто пришел на соболезнование, пожимать руки, обнимать тех, у кого горе. Я это понимаю так, что они хотят, чтобы их запомнили – другого объяснения нет. Но можно было бы пойти по тому пути, которому следуют в Малой Кабарде: остановиться в 2-3-х шагах от родственников усопшего, сказать слова благодарности и отойти в сторону. По-моему, именно так делают абсолютное большинство народов. Это важно даже с гигиенической точки зрения.

Владимир Кудаев,
публицист.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему