ИСТИННЫЙ ПАТРИОТ


Начало 90-х… Сказать, что это было сложное во всех отношениях время, значит не сказать ровным счетом ничего. В стране господствовал кризис власти, экономический кризис и политический кризис. Нарушились все мыслимые вертикальные и горизонтальные связи. Новая федеральная власть была занята исключительно только собой, и до регионов им не было никакого дела. Предприятия остановились, нарастала безработица. В стране, за исключением Москвы, отсутствовали деньги, был даже период, когда во взаимоотношениях господствовал бартер. Общей для всех бед было то, что в стране наблюдался невиданный до этого разгул криминала.
Всех проблем и не перечислить, но обязательно следует отметить, что на все эти общероссийские неурядицы накладывались наши собственные. Дело в том, что возросшее национальное самосознание масс привело национальные движения к идее разделения республики по национальному признаку, и это, в числе остального, стало отличным поводом для откровенного недоверия органов федеральной власти к республике. У китайцев есть довольно емкое выражение, суть которой в том, что благожелательный собеседник желает не жить в эпоху революций, перемен. Курировать в сложившихся условиях республиканские структуры, занимающиеся экономикой и финансами, надо полагать, даже в высоком статусе первого заместителя председателя Кабинета Министров КБАССР, была незавидной участью. Однако, Сохов был бы не Сохов, если бы спасовал перед трудностями. По принципу «кто, если не я», он засучил рукава, и занялся непосредственными обязанностями. И, забегая вперед, замечу, с порученным делом он справился как нельзя лучше.
Сначала сообща определили главные направления своей деятельности. По всему выходило, что в первую очередь нужно вписаться в общероссийскую систему власти, доказать свою лояльность к новой власти, и обязательно добиться системных поступлений дотаций из центра. Выполнением этих задач в то время занимались чуть ли не все должностные лица республики во главе с Президентом, но основная тяжесть все же ложилась на Владимира Казбулатовича, который, возможно, лучше остальных знал ходы-выходы в этих структурах власти, лучше ориентировался в вопросах бюджетной политики, да и многих сотрудников вышестоящих органов знал лично, благодаря прежней работе в Госплане.
Немаловажную роль играло здесь и личное обаяние нашего земляка: высокий, симпатичный и улыбчивый кавказец, умеющий и удачно пошутить, когда надо, и аргументировано доказать свою правоту – в случае необходимости использовался весь арсенал влияния. Если коротко, группе руководителей финансово-экономического блока правительства республики во главе с Владимиром Соховым удалось наладить прочные и эффективные связи с коллегами из федерального центра, и это сослужило трудно оценимую помощь родной республике в плане ее дальнейшего развития.
Параллельно шла целенаправленная работа по выстраиванию работы финансово-экономического блока правительства КБР таким образом, чтобы органы власти республики, включая и муниципалитеты, обязательно могли выполнить свои обязательства, особенно, в части выплат заработной платы бюджетникам и работникам бюджетозависимых учреждений, а также поддержки малоимущей части населения. Вряд ли кому-либо сегодня интересно, как это делалось, какие меры принимались. Не буду вдаваться в подробности и я. Отмечу лишь, что задача эта была очень трудная, и зачастую применялись не совсем стандартные меры.
Например, однажды решено было учредить внутриреспубликанские облигации и казначейские обязательства. В труднейший период, когда в стране отсутствовали деньги как таковые, их введение оказалось грамотным выходом из сложившейся ситуации. Ими можно было платить налоги, осуществлять внебюджетные платежи и т.д.
Таким образом, практический опыт и теоретические знания позволяли Владимиру Казбулатовичу в кризисных условиях перехода из одной общественно-политической формации в другую находить и предлагать решения по самым сложным проблемам социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и поддержанию нормального уровня жизни людей. Поэтому, не случайно ему всегда поручалось возглавлять коллегиальные органы по разработке таких программных документов, как программы по осуществлению экономических реформ, структурной перестройки народного хозяйства на 1992-1995 годы, а также в их развитие – отраслевые программы по созданию собственной электроэнергетической базы, развитию нефтяной промышленности, возрождению и развитию курорта «Нальчик», международного центра туризма и альпинизма в Приэльбрусье и другие.
При этом В.К. Сохов не только принимает активное участие в организации и разработке этих документов, но и прилагает максимум усилий для отработки механизмов их реализации. Для этого он первым пошел по пути придания этим программам статуса документов федеральной значимости. Это нужно было для того, чтобы такие программы финансировались из федерального бюджета и других источников.
С этого началось, а, затем, наши экономисты пошли дальше: решено было разработать и добиться выхода указов президента России «О государственной поддержке социально-экономического развития КБР», «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития». И разработали. И приняты были эти указы, благо президент республики В.М. Коков всегда поддерживал такие инициативы. Выход в свет этих указов предопределил развитие нашей республики на несколько лет вперед и позволил нам, практически не имеющим какого-либо серьезного экономического потенциала, не отстать в своем развитии от остальных регионов.
В свете его личного вклада в экономическое развитие республики, кажется вполне логичным избрание Владимира Казбулатовича депутатом Государственной думы России в 1995 году – сюда он избирался два созыва подряд. Думается, а со мной согласны многие, более удачной кандидатуры на звание депутата не найти. По всем параметрам – и умом, и внешностью, и знаниями, и авторитетом он достоин, чтобы представлять нашу благословенную республику. Он был заместителем председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, и никто не сможет его упрекнуть в некомпетентности, в бездеятельности. Наоборот, он был как справочное бюро, если касалось вопросов экономики и финансов. Он назубок знал практически все положения бюджета страны, все основные поправки, вносимые партиями и регионами, и всегда имел собственную точку зрения на те или иные изменения.
Коллеги по Комитету были высокого мнения о Владимире Сохове. У меня под рукой ряд их отзывов о нем, присланных в предвыборный штаб, когда Владимир Казбулатович баллотировался в Госдуму РФ во второй раз. Цитировать все было бы неправильно, но оценка бывшего председателя Комитета, а сейчас – заместителя председателя Российского правительства Жукова, бывшего тогда лидером фракции НДР Рыжкова, нынешнего президента Российского союза промышленников и предпринимателей Шохина многого стоит. Они его называют высоким профессионалом, пишут, что он «… является одним из самых авторитетных и ответственных депутатов», «… его сильные стороны – профессионализм и убежденность в своей правоте», «… его доброжелательность, мудрость, огромный жизненный опыт в сочетании с исключительным профессионализмом побуждают каждого внимательно прислушиваться к его мнению».
Кстати, мне представляется, что последняя цитата очень важна. этому качеству Владимир Казбулатович часто добивался преференций для родной республики и, смею заметить, ни один депутат за все время существования страны не сделал столько, сколько тогда сумел сделать Сохов. И не потому, что он особенный, а потому, что он хотел помочь своей малой Родине и лучше знал, как это сделать.
Не загромождая примерами, подтверждающими его реальную помощь Кабардино-Балкарии, все же приведу один, характеризующий как глобальность мышления, так и оригинальность подходов к решению. Еще раньше под гарантию правительства КБР в республику были привлечены крупные иностранные инвестиции. На эти средства были построены ОАО Минеральные воды Кабардино-Балкарии, кукурузо-калибровочный завод в Баксане, а также на части Нальчикского завода полупроводниковых приборов построено фармацевтическое предприятие. Дело благое, но дефолт 1998 года сделал невозможным возврат долгов. Нажимая на то, что «повесить» эти долги на дотационную Кабардино-Балкарию неразумно и, даже, преступно, что жители Кабардино-Балкарии такие же граждане, как и других областей, приводя десятки и других авторитетных доводов, Владимир Казбулатович сумел убедить членов своего Комитета, а, затем, с их помощью и министерство финансов РФ разрешить эмиссию акций тех предприятий, передать эти акции минфину России. Так республика была спасена от неминуемого банкротства.
По истечении двух созывов В.К. Сохов вернулся в республику, избирался депутатом нашего Парламента, и еще пять лет эффективно трудился на благо родной Кабардино-Балкарии. Затем активно участвовал в становлении Общественной палаты республики.
Всю свою жизнь он посвятил служению людям, Отечеству. Имеет много наград, в том числе и очень солидные. Имеет почетные звания, в том числе и Российские. Недавно награжден орденом «За заслуги перед Кабардино-Балкарией». Владимир Казбулатович гордится, но не бравирует ими. Не за награды он трудился не покладая рук, а за блага, которые принес людям, стране.
Такая жизнь, по сути, явный пример и для изучения, и для подражания. Жаль, что в учебных заведениях не изучают жизнь истинных патриотов Родины, жизнь честных и порядочных сыновей и дочерей страны, стиль и методы их работы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Именем ВЧК

Из истории взаимоотношений кабардинцев, балкарцев и осетин

С какими просьбами адыги обращаются к Всевышнему